VIВКБНовостиБашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияЗащитникиОтечестваАтайсалБайгеГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьЦифровой башкирГод науки и просвещенияГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Землевладение башкирских тарханов на территории Казанского ханства

15 апреля 2021, 17:49

В статье рассмотрен вопрос о наличии служилого землевладения башкирских тарханов на территории Казанского ханства. Сложность проблемы заключается в том, что правители Ногайской Башкирии не признавали тарханский статус башкирской служилой элиты, который мог жаловаться только чингизидами. Тем не менее, в Казанском ханстве башкирские тарханы получали земельные владения в качестве обеспечения их службы. Однако переход башкирской знати на службу в другое государство не приводил к утрате вотчинных прав на родине.

В башкирском обществе тарханы традиционно освобождались от ясака. Признавали ли правители Ногайской Орды институт тарханства? В.В. Трепавлов установил, что право предоставлять тарханство принадлежало только хану.

В Казани и Сибирском юрте действительно правили ханы; в Сарайчуке же сидел бий, т.е. лицо, номинально равное по рангу представителям башкирской патриархальной знати, так что институт тарханства не практиковался и не мог практиковаться в Ногайской Орде [9, с. 14].

В.В. Трепавлов не учел возможность существования в Ногайской Башкирии тарханов, которые подчинялись казанским ханам. Он утверждает, что даже если некоторые из местных биев, жившие к востоку от Ика, обладали казанским тарханом, они все — же входили в число ногайских подданных [9, с. 15].

Источники свидетельствуют о том, что башкирские тарханы из племен, подвластных Ногайской Орде, нередко жаловались суюргалами на территории Казанского ханства. При этом они продолжали владеть вотчинными угодьями на территории Башкирии и платить ясак ногайским правителям. Некоторые тарханы были вынуждены остаться на территории Казанской земли после её присоединения к Московскому государству.

В конце XVI в. эти башкирские тарханы, наряду с казанскими мурзами и князьями, были причислены к служилым татарам. О военной службе в Казанском ханстве выходцев с территории Ногайской Орды имеются многочисленные свидетельства. Есть и письменные данные о пребывании как башкир, так и ногайцев в Казанском уезде.

Согласно писцовой книге Казанского уезда 1602−1603 гг., в деревне Шатки Ногайской дороги проживал «служилый князь» Тятигач Муралеев [7, с. 42-43]. Ш.Н. Исянгулов полагает, что бий юрматинцев Татигас Бурнаков (Мурнаков) жил не в XVI в., как считал Р.Г. Кузеев, а в первой половине XVII в. [4, с. 177-183]. Ш.Н. Исянгулова полагает, что в советской историографии удревнение факта вхождения башкирских родов в состав России почти на 100 лет было вызвано стремлением показать это событие в виде единовременного процесса, ограниченного двумя-тремя годами.

Вместе с тем, исследователи не обратили внимания на раздельную грамоту 1649 г., опубликованную В.А. Новиковым, в которой за башкирами Татигасом, Азнаем, Ильчек-Тимером и Кармышом утверждались вотчинные земли по обе стороны реки Белой [6, с. 206]. На основании этого документа А.З. Валиди сделал вывод о том, что юрматинцы вошли в состав Российского государства только в 1649 г. [2, с. 47].

Ш.Н. Исянгулов предложил интересную, но спорную версию происхождения Татигаса. Факт пожалования ему чина мурзы историк посчитал достаточным основанием для отнесения Татигаса к ногайской аристократии. Однако за 47 лет до этого пожалования в писцовой книге Казанского уезда 1602–1603 г. Татигас назван «князем», что, согласно переводу, аутентично титулу «бий». Интересно, что одна из поместных дач была закреплена за ним в Казанском уезде еще в 1581 г. [7, с. 63]. В 1744 г. служилые татары из деревни Кульшарипово Кульшарип Дюсметев с товарищами приобрели «по крепостной уступочной записи» часть земель у служилых тархан Кульмаметева и Шарипова по реке Кинель и переселились в основанную ими деревню Мукменево Тамьянской волости [5, д. 1328. л. 263, 269 об.]. Согласно родословной росписи тамьянских башкир, Кулшариф сын Дусмухамеда оказался потомком башкира Тамьянской волости – князя Шагали Шакмана [1, с. 130], принесшего присягу подданства московскому государю от имени тамьянцев.

Таким образом, в случае с Татигасом и Кулшарифом мы наблюдаем возвратное движение на родину башкирских тарханов из Казанского уезда, служивших московским властям в качестве служилых татар. Значительная группа тарханов из табынских родов перебралась в Казанский уезд еще в 20-е гг. XVI в. В 1523 г. СахибГиреей пожаловал тарханский ярлык Шихахмеду, его сыновьям Абдалу и Балашу Шихахмедовым и их четырем товарищам.

Данный документ был предъявлен в судебном деле о вотчинном владении между ясачными татарами Акешом Доскеевым «с товарищами» и башкирами Ирехтинской волости». Копия с ярлыка была представлена татарином Акешом, который заявил, что ярлык был дан «деду ево, Доскейке Белякову». В ходе повального обыска башкиры семи волостей дали показания о том, что «та де вотчина татарская Акешкова с товарыщи, а не башкирская и владели исстари деды и отцы их Акешковы и товарыщей ево». Башкиры же Ирехтинской волости, оказавшиеся потомками Абдала Шихахмедова, утверждали, что владения ясачных татар Акешки и его товарыщей располагались «по Зюрейской дороге деревни Малые Суни… да деревня Балтачева Атойма тож… да деревни Ныс».

На эти аргументы татары ответили, что «в Казанском уезде деды их живали… как города Уфы не было», а «та де вотчина написана в Казани в прежних ясачных книгах после Казанского взятья в первых летех». Эти тарханы получили землю на поместном праве на территории Зюрейской дороги Казанского ханства, а родовые вотчинные угодья они сохранили на реке Ик. Не случайно, что впоследствии Акеш Доскеев фигурирует в качестве «башкир тарханского роду» [8, с. 147].

Согласно изысканиям И.Р. Габдуллина, Надыровская волость, основанная в середине XVIII в. на границе Уфимской и Казанской провинций, получила свое название от служилого татарина Надыра Уразметева.

Для доказательства своих прав на вотчинные владения им были представлены ярлыки на тарханство. Предки Надыра Уразметова в 921 и 933 гг. хиджры (по григорианскому летосчислению – 1516 и 1526 гг.) при казанских ханах Мухамет-Амине и Сафа-Гирее были жалованы тарханными грамотами. Потомки этих тархан, проживавшие в деревне Ермакове нынешней Самарской области в своей «летописи» утверждали, что их предкам-башкирам были дарованы земли в районе Бугульмы. В числе башкир оказалась и часть тархан, прямые потомки Надыра Уразметова [3, с. 33].

Таким образом, башкирские тарханы, получая суюргалы от казанских ханов, а затем и поместные дачи на территории Казанского ханства, не теряли свои родовые вотчины в Ногайской Башкирии. Это обстоятельство объяснялось тем, что ногаев вообще не интересовали правовые аспекты своего господства над территорией Башкирии [10]. Не будучи чингизидами, бии Ногайской Орды не могли утверждать или лишать кого-либо земельных прав. Если им необходимо было вмешаться в земельные права башкир, они прибегали к услугам зависимых чингизидов.

Список источников и литературы

1. Булгаков Р.М., Надергулов М.X. Башкирские родословные. Уфа: Китап, 2002. 480 с.

2. Валиди А.З. История башкир. Уфа: Китап, 2010. 352 с.

3. Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству. М.: Типография ПИК ВИНИТИ, 2006. 320 с.

4. Исянгулов Ш.Н. Генеалогия бия Татигаса и проблема вхождения башкир в состав Русского государства// Труды Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. Вып. V. С. 177–183.

5. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар XV–XVII вв). Казань: Мастер Лайн, 1998. 276 с.

6. Национальный архив Республики Башкортостан ( НА РБ). Ф. И-10. Оп. 1.

7. Новиков В.А. Сборник материалов для истории Уфимского дворянства. Уфа: Печатня Н. Блохина, 1879. 269 c.

8. Писцовая книга Казанского уезда 1602−1603 гг. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1978. 240 с.

9. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 1173. Оп. 1. 10. Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения. Уфа: Уральский научный центр РАН, 1997. 72 с.

*Материал доступен только на русском языке

Булат Азнабаев
Доктор исторических наук, профессор
Поделиться