НовостиVIВКББашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияЗащитникиОтечестваАтайсалБайгеГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьЦифровой башкирГод науки и просвещенияГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеНурия ИксановаНаукаТатышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтайОнлайнБелокатайский районНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

Корни сабантуя — в башкирском эпосе «Урал-батыр»

14 июня 2023, 16:09

На древние корни народного праздника Сабантуй обратили внимание в ходе праздника Сабантуй Краснокамском районе. Руководитель движения «Без Башкортлар» Радик Бахтиев считает, что состязания древнего башкирского праздника необходимо предварять описанием, которые даются в научной литературе о древних сакральных смыслах празднования.

— Описанные учеными древние башкирские корни этого праздника и его отражение в народном эпосе «Урал батыр» являются своеобразным культурным маркером праздника, относят его к тому периоду истории башкирского народа, когда в этом летнем празднике превалировала языческая обрядовость. Конечно же, с принятием ислама это было отменено, а сами состязания стали состязаниями мужчин-воинов, Но надо помнить о древних корнях сабантуя, которые относят нас к древней башкирской космологии, — отмечает Радик Ралифович.

Сабантуй содержит в себе ряд обрядовых действий совершение которых в любом случае является общеобязательным на башкирских праздниках. Такими обрядовыми действиями являются: конные скачки, бега (по-башкирски «бәйге»): национальный вид борьбы – «көрәш»; восхождение на вертикальный длинный столб (по-башкирски «Һырғауыл»); прохождение по наклонному шатающемуся шесту, один конец которого закопан в землю а к другому концу привязан белый баран – награда тому, кто пройдет до конца шеста; битье горшков с завязанными глазами; соревнование в беге в мешках.Кандидат исторических наук Закирьян Аминев, например, отмечает в в одной из своих научных статей: «Основные действия Сабантуя вполне убедительно объясняются через башкирский фольклор, мифологию и этнографию, которые указывают на глубокую древность этого праздника Сабантуй. Если Сабантуй считать действием (театрализованным лицедейством), то башкирская мифология являлась их сценарием. Связь обряда (ритуала) с мифом давно подмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершенного обряда, его истолкование».
Ученый отмечает, что во время ежегодного проведения Сабантуя, древние люди как бы заново вновь и вновь проделывают путь, пройденный своими мифическими предками, и повторяли те же действия, что он производил во времена начала Мира. То есть, анализируя праздник Сабантуй, мы можем сказать, что для этого праздника в самый древний его период сценарием являлся архаический эпос «Урал батыр».
Передающиеся из века в век состязания прошли и на краснокамском районном сабантуе на окраине села Николо-Березовка. Сейчас, конечно, этот праздник утратил древние сакральные смыслы и больше принимается как окончание посевной кампании и начало летней страды, но помнить о его древних корнях и чтить память традиций необходимо.
Глава администрации Краснокамского района Алексей Горбачёв также, приветствуя участников и гостей сабантуя, отметил, что праздник несет в себе древние традиции. Сейчас праздник собирает всех жителей и гостей района, чтобы отразить культурные традиции, чествовать передовиков сельского хозяйства и выявить сильнейших спортсменов.

Поделиться