|
![]() Новости
Корни сабантуя — в башкирском эпосе «Урал-батыр»На древние корни народного праздника Сабантуй обратили внимание в ходе праздника Сабантуй Краснокамском районе. Руководитель движения «Без Башкортлар» Радик Бахтиев считает, что состязания древнего башкирского праздника необходимо предварять описанием, которые даются в научной литературе о древних сакральных смыслах празднования. — Описанные учеными древние башкирские корни этого праздника и его отражение в народном эпосе «Урал батыр» являются своеобразным культурным маркером праздника, относят его к тому периоду истории башкирского народа, когда в этом летнем празднике превалировала языческая обрядовость. Конечно же, с принятием ислама это было отменено, а сами состязания стали состязаниями мужчин-воинов, Но надо помнить о древних корнях сабантуя, которые относят нас к древней башкирской космологии, — отмечает Радик Ралифович. Сабантуй содержит в себе ряд обрядовых действий совершение которых в любом случае является общеобязательным на башкирских праздниках. Такими обрядовыми действиями являются: конные скачки, бега (по-башкирски «бәйге»): национальный вид борьбы – «көрәш»; восхождение на вертикальный длинный столб (по-башкирски «Һырғауыл»); прохождение по наклонному шатающемуся шесту, один конец которого закопан в землю а к другому концу привязан белый баран – награда тому, кто пройдет до конца шеста; битье горшков с завязанными глазами; соревнование в беге в мешках.Кандидат исторических наук Закирьян Аминев, например, отмечает в в одной из своих научных статей: «Основные действия Сабантуя вполне убедительно объясняются через башкирский фольклор, мифологию и этнографию, которые указывают на глубокую древность этого праздника Сабантуй. Если Сабантуй считать действием (театрализованным лицедейством), то башкирская мифология являлась их сценарием. Связь обряда (ритуала) с мифом давно подмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершенного обряда, его истолкование».
|