НовостиVIВКББашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияЗащитникиОтечестваАтайсалБайгеГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьЦифровой башкирГод науки и просвещенияГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеНурия ИксановаНаукаТатышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтайОнлайнБелокатайский районНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

Янсык — башкирский кисет. Легенда о возвращении домой

19 октября 2022, 17:58

В башкирской традиции принято, что невесты в качестве свадебного подарка младшим братьям своего суженного вышивают кисеты-янсыҡ. В некоторых башкирских родах принято, что девушки дарят кисеты своим избранникам - женихам. Но всегда его наполняли душистыми травами. Откуда пошел этот обычай — рассказывают башкирские предания. Приводим один из вариантов легенды.

Когда то давно башкиры много воевали и много завоевывали. Однажды они подчинили богатую страну под пальмами на берегу моря. С фруктовыми садами и белыми дворцами. Каждому достались богатые трофеи и красавицы жены.

Но прошло несколько лет и дети с родины стали писать своим отцам что соскучились и просят вернуться. Ничего не ответили отцы и дальше продолжили праздновать победу.

Тут стали писать жены: «Возвращайтесь, мы - истоскавались. Ничего не ответили мужья лёжа в обнимку с южными красавицами».

Тогда написали родители: «Возвращайтесь. Уже подходит к концу наш жизненный срок. Увидеть бы вас перед смертью. Но и тут они продолжили пировать».

Башкирская поговорка гласит: «Әсә күңеле балала, бала күңеле - далала» («Думы матери о ребенке, думы ребенка - о степных просторах»).

Тогда домашние обратились за советом к старому аксакалу, которому было больше ста лет. Спросили как же вернуть мужчин домой?

Аксакал был старым воином. Весь в боевых шрамах. Глаза его были выколоты за непокорность, когда он был в многолетнем плену. Пальцы на руках были отрублены врагами, чтобы он больше никогда не смел держать в руках оружие. Но гордо поднятая голова еще помнила многолетние боевые походы.

Задумался аксакал. Вспомнил свою боевую молодость. Вспомнил, как сидел он в душной тюрьме на чужбине и как горячий песок обжигал его лицо.

Вспомнил, как сильно он тогда хотел домой и единственное желание выжить и вернуться домой было вдохнуть цветущий аромат башкирских степей и Уральских гор.

Из пустых глазниц по морщинистым щекам потекли слезы. Обрубками пальцев он показал направление и сказал уже беззубым ртом: «Скачите и соберите трав из долины Юрюзани, из Демских степей, хребта Ирандыка и горы Иремель, с тех мест, где еще детьми пасли безчисленные стада коров и табуны лошадей».

Поскакали гонцы и набрали трав полный мешок. Привезли в далекую страну, где башкирские батыры праздновали очередную победу с богатыми трофеями и передали полководцу.

Открыл полководец мешок, а из него донесся ему запах его Родины. Замер полководец, а потом молча пошел к выходу. Все стали спрашивать что случилось, но вождь молчал и отводил глаза в сторону.

Тогда каждый воин стал подходить к мешку, чтобы узнать, что же там такое? И так же молча выходили друг за другом во двор отводя глаза.

Потому что от воспоминаний на глаза наворачивались слезы, а горло надавила тоска по Родине. Вспомнили они туманные рассветы и звездные ночи на йәйләү. Звон колокольчиков- ҡынғырау на шеях коней. И ароматный запах родных просторов. Много смерти повидали они, во многих битвах выходили победителями даже против многочисленного и сильного противника.

Но тут... Не в силах ничего сказать они друг за другом выходили на улицу и молча седлали коней. И вот на рассвете, бросив дворцы и богатство, покинув заморских красавиц, башкирские воины двинулись обратно на родину.

С тех пор прошло много времени и яугиры много участвовали в битвах, но каждый раз когда они уходили в поход, башкирские женщины дарили им кисеты - янсыҡ с растительной вышивкой и засушенными травами внутри.

Чтобы всегда помнили мужчины об отчизне и всегда возвращались домой.

Изготовление башкирского кисета - янсыҡ. Его дарили молодым мужчинам.
Поделиться