|
![]() Голос курултая
Мастера рукоделия. Башкирская тамбурная вышивка. Часть 3«Тамбур» в переводе с французского означает «барабан». Его появление в башкирской среде связывают c округленной формой петли при вышивании – формой барабана. Тамбурное шитье знали башкиры издавна, ёще далеко до войны с французами. Башкиры называют этот вид вышивки «элмә», знают и разновидности его «буш элмә», «тулы элмә», «кушэлмә – парная петля». И значение слова «элмә» происходит от «элеу» - «накинуть». Тамбурная вышивка – «элмә кайыу» - старинное занятие башкирских женщин. Вышивание наряду с нагрудниками из монет и калпаками и платками было основным украшением их одежды. Особенностью мужского костюма на северо-востоке были рубахи вышитые тамбурным швом с воротником-стойкой и планкой, прикрывающей нагрудный разрез. Нарядным предметом мужского костюма были свадебные штаны, украшенные многочисленными разноцветными вытканными розетками. С.И.Руденко обратил на них внимание и описал отдельно: «У северных (айлинских и кудейских) башкир мне пришлось встретить еще один тип мужских штанов – свадебный подарок молодой своему мужу. Штаны эти шились из цветной (чаще красной) домотканой бумажной материи с узором, вытканным разноцветным гарусом или шерстью». На фотографиях 20-х годов ХХ века остались нагрудники из серебряных монет или медных бляшек, чеканные местными мастерами или купленные у коробейников серьги, браслеты, кольца… В тридцатые годы в период коллективизации из башкирских сел были изъяты все украшения из монет и драгоценных камней и сданы для покупки тракторов. В годы Великой Отечественной войны прошла вторая волна сбора народного добра, фамильных украшений, переданных из поколения в поколение, от матери – дочери, от бабушки – внучке. Началось возрождение тамбурного шитья после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. На сером фоне советских однообразных одеяний старинная национальная одежда засияла новыми красками, наполнилась новым смыслом. И ученые старались объяснять причины и следствия этого этнографического взрыва. Назвали его ответом на аскетизм и серость, преобладающим в одежде в послевоенные годы. Белянковские башкирки вновь взяли крючки, крашеные нити, сели за пяльцы и стали вышивать на однотонных сатиновых тканях удивительно разнообразные, причудливые узоры. Вскоре у каждой девушки и женщины появился комплект вышитой одежды: и на приданое, и на сабантуй, и на работу в колхозе... Широкое распространение тамбурной вышивки в башкирских деревнях на севере-востоке Башкортостана не могли оставить равнодушным никого. По словам Светланы Николаевны Шитовой, руководителя этнографических экспедиций ИИЯЛ БАССР в 1968 г.: «В деревнях на северо-востоке Башкирии, особенно в селах Белянка, Арсланово, Шакурово у каждой женщины были по несколько комплектов вышитых платьев и фартуков. У некоторых было по 15-17 пар. Мы были поражены многообразием узоров, которые ни в одной из платьев не повторялись…» Ученые проводили подворное обследование – из дома в дом ходили члены этнографической экспедиции Башкирского ИИЯЛ. На страницах этнографических изданий, на старых пожелтевших фотографиях начала ХХ века - женщины с верховьев Уфимки, в платьях и фартуках, вышитых тамбуром. Фотографии включены в каталоги и книги по этнографии, а сами вышивки хранятся в музеях этнографии Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга. Вышивки этого периода отличаются ровностью стежков, изяществом их исполнения. Узоры становятся крупнее, а орнамент в связи с применением анилиновых красителей ярче, насыщеннее. Наблюдается усложнение цветовой гаммы за счет использования теневой расцветки (һибелгән тегеү). Сильно стилизованные мотивы на вышивках постепенно сменяются вполне реалистической трактовкой растительных и зооморфных мотивов. |