|
![]() Голос курултая
Мой УчительЯ имел счастье быть студентом и коллегой видного ученого-этнографа, доктора исторических наук, профессора Рима Зайнигабитдиновича Янгузина. Он не раз предлагал мне переквалифицироваться в этнолога и вести этот курс на историческом факультете БашГУ.
В Башкирском государственном университете Рим Зайнигабитдинович проработал почти 40 лет. С 1991 года до последнего дня жизни возглавлял кафедру истории Республики Башкортостан и этнологии исторического факультета. Становление ученого Рим Зайниевич из поколения детей военных лет, и этот факт наложил отпечаток на всю его судьбу. Жизнь впроголодь, нехватка всего и вся характеризует это время. Но именно этому поколению мы обязаны большими достижениями во всех областях башкирской культуры, в том числе и истории.
Родился наш герой 15 ноября 1941 года в деревне Айыусы Стерлитамакского района. Семь классов Рим Зайниевич закончил в своей родной деревне, ещё один год проучился в Ашкадарской, а затем в Ишимбайской школах. И родители, и учителя отмечали его редкостное трудолюбие и старательность, стремление во всем быть первым. На радость родным Рим Зайниевич окончил Ишимбайскую школу-интернат (ныне — Ишимбайская гимназия им.А.З.Валиди) с золотой медалью. К этому времени он уже понял, что его призвание — история. Не последнюю роль в этом выборе сыграли и родители. Отец всю жизнь работал трактористом. На войне, будучи пулеметчиком, всегда находился на передовой, получил 15 ранений и 4 контузии. За боевые заслуги был награжден многими орденами и медалями. Мать Хадия работала дояркой, а во время войны — бригадиром, председателем колхоза, была к тому же и великолепной исполнительницей башкирских народных песен. Рим Зайниевич гордился своими родителями. Надо сказать, что родился он в не совсем обычной деревне. Деревня Айыусы знаменита тем, что это родина знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Ҡаһым түрә, в этой деревне была сочинена легендарная песня «Ашкадар» (Ашҡаҙар). Надо отдать должное Рим Зайниевичу; в переломные 2000-е годы он станет одним из инициаторов создания памятников Ҡаһым түрә и песне «Ашкадар».
Поступив на исторический факультет Башкирского государственного университета, Р.З.Янгузин уже со II курса вплотную занялся научными исследованиями. Каждое лето выезжал на археологические и этнографические экспедиции, выступал с докладами по археологии и этнографии на всесоюзных и межрегиональных студенческих научных конференциях в Москве, Ленинграде, Киеве, Казани, Свердловске, Нальчике и других городах. Активность молодого историка не осталась незамеченный – он становится председателем Совета научного студенческого общества университета, на него обратил внимание заместитель председателя Президиума Башкирского филиала Академии наук СССР по научной работе, профессор Раиль Гумерович Кузеев. Под его руководством он пишет дипломную работу на тему «История и современное состояние изучения этногенеза и этнической истории башкир». Окончив Башгосуниверситет с отличием в 1964 году, Р.З.Янгузин поступает учиться в аспирантуру при кафедре этнографии Московского государственного университета. За годы аспирантуры он слушал лекции и был лично знаком с выдающимися учеными-этнографами C.А.Токаревым и Л.П.Лашуком, антропологом М.М.Герасимовым и другими. Под руководством профессора К.И.Козловой он написал и защитил кандидатскую диссертацию на тему «История земледелия на территории Башкирии (II тыс. до н. э. – начало ХХ в. н.э.)». Таким образом, в становлении Р.З.Янгузина как крупного ученого, специалиста по этнографии большую роль сыграли Р.Г.Кузеев и К.И.Козлова. Призвание – история В августе 1968 году Р.З.Янгузин начинает работать старшим преподавателем кафедры истории СССР Башгосуниверситета. Он ежегодно выезжает в этнографические экспедиции, собирает материалы по истории, культуре, этнографии башкир. На основе материалов полевых исследований был создан этнографический музей. Я был свидетелем создания этого музея. В 1975 году под руководством Р.З.Янгузина мы прошли этнографическую практику в Бурзянском районе республики. Нам удалось выявить уникальные этнографические материалы, которые легли в основу факультетского музея истории. В этом музее собственно этнографии был отведен лишь один уголок. Когда построили переход между главным и физмат корпусами, аудиторию 04 выделили под музей этнографии. Конечно, это Рим Зайниевич сумел убедить руководителей университета в необходимости создания отдельного музея этнографии. И вот, мы, студенты-этнографы, ежедневно работали в кабинете 04, приводили в порядок этнографические экспонаты, и вскоре музей заработал. Через несколько лет музей перебрался в более просторное помещение на 2 этаже физического факультета, где ныне и находится. В марте 2006 года был открыт уже обновленный этнографический музей, который теперь носит его имя Р.З.Янгузина.
B марте 1990 года Рим Зайниевич в Московском государственном университете защитил докторскую диссертацию на тему «Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII–XIX веках» и возглавил кафедру истории СССР. А через год создал кафедру истории и этнографии Башкортостана, которая стала одной из ведущих кафедр Башгосуниверситета. Именно на эти годы приходится пик научной деятельности Р.З.Янгузина. Им опубликовано большее количество монографий, научных и научно-популярных статей по этнологии башкир, по проблемам истории, историографии и краеведения Башкортостана. Научное наследие ученого Научное наследие профессора Р.З.Янгузина чрезвычайно богато. Им опубликовано 15 монографий, около 300 статей. Научные статьи, посвященные этнографии, хозяйственной и социальной жизни башкир, помещены в сборниках материалов международных, всесоюзных, общероссийских и республиканских конференций. Исключительный интерес проявляют книги Р.З.Янгузина, посвященные истории изучения этнографии башкир: «История изучения этнографии башкир (дореволюционный период)» [1]; «Изучение этнографии башкир в XX столетии (1917–2000 гг.)» [2]; «Этнография башкир (история изучения)» [3]. В этих работах профессор Р.З.Янгузин обобщил всю историю изучения этнографии башкир, начиная с древних времен до XXI века. В исторических книгах он охарактеризовал этнографические исследования о башкирах, в них есть материалы древнегреческих авторов, российских ученых, а также труды башкирских авторов XIX века. Рим Зайнигабитович был дальновидным ученым, способным предугадать проблемы, поэтому еще в 90-е XX века взялся за изучение и популяризацию истории башкирских родов. Многие башкирские ученые тогда не одобряли эту тематику. Тем не менее, профессор Янгузин уже в 1993 году подготовил целую серию публикаций по истории отдельных родов. Эти материалы были опубликованы в брошюрах «Башкирский календарь». Конечно, это не научное издание, однако, через эти календари научные знания доходили до народа. В том году были опубликованы сведения по кипчакам, табынцам, гайнинцам, юрматинцам, минцам, тамьянам, усерганам, катайцам, таныпцам, уранцам, салъютам. Тогда же газета «Башкортостан» публикует статьи Янгузина по истории башкирских родов, открывая для этого отдельную рубрику. В 1996 году в издательстве «Башкирская энциклопедия» были опубликованы статьи о башкирских родах и племенах Бадрак, Байлар, Балыксы, Бишул, Гайна, Гэрэ, Ирэкте, Катай, Киргиз, Кувакан, Кумрук, Мин, Салъют, Сынрян, Табын, Тамьян, Тангаур, Танып, Терсяк, Ун, Уран, Усерган. Эти публикации были собраны и выпущены автором в отдельных книгах. В настоящее время по инициативе Всемирного курултая башкир проводятся съезды башкирских родов, нашедшие отклик и поддержку у народа. В этом немалая заслуга Рима Янгузина, который еще в 90-е года XX века стал одним из зачинателей и популяризатором истории башкирских родов. Труды Янгузина признаны научным сообществом. В 1993 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Башкортостан», а в 2002 году — «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». Он стал одним из признанных ученых-этнологов страны.
Всю свою жизнь Рим Зайнигабитдинович Янгузин посвятил преподаванию на историческом факультете Башгосуниверситета. А преподавателем он был от бога. С первых минут лекции он завораживал своих слушателей. Его манера рассказывать, двигаться говорили о большом даре лектора. Это был жизнерадостный человек, оптимист, к нему можно было обратиться по любому вопросу. Он был Учителем с большой буквы, гордостью башкирской этнографии, достойным сыном своего народа. |