НовостиТрезвое селоИсторияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

«Зов предков вдохновляет, мотивирует»

8 октября, 10:34

В Год башкирской истории, объявленной Всемирным курултаем башкир, башкирские рода проводят свои съезды. Какова роль этих мероприятий в возрождении исторической памяти, в изучении своих корней? По этому поводу своим мнением поделилась Анзира Ганиева, директор музея истории и краеведения Аскинского района.

«У каждого растения, у каждого дерева есть крепкие корни, каждая река начинает путь с малого источника. Точно также около трехсот лет назад аскинские земли стали отчизной для рода Балыксы. С тех пор представители рода никогда не забывают свои корни и историю.

К слову, съезд рода Балыксы прошёл в феврале этого года. Как известно, жители десяти деревень Аскинского района принадлежат этому роду. Все они с большим желанием и удовольствием участвовали в работе съезда.

В наших селах много людей, уважающих свою историю, изучающих шежере – родословную. Аскинцы искренне стремятся изучать историю своего рода и передать эти знания близким, детям. Что отрадно, всё больше людей начинают интересоваться вопросами происхождения, генеалогии; изучают историю предков и передают молодому поколению свой опыт, традиции, основы мировозрения. Это очень важно.

...В Аскинском районе также живут представители родов Танып и Унлар. К роду Унлар относится только одна деревня – Упканкулево.

У нашего рода Балыксы очень обширная история. Есть сведения, что его представители пришли сюда из Алтая, Южной Сибири. А по поводу названия Унлар, тоже есть несколько версий. Мы принимаем все, изучаем их. Надеемся, что в будущем новые исследования помогут найти правильный вариант.

Как известно, представители рода Балыксы поселились по правому берегу реки Уфимки (Каридель), в устьях рек Сарс и Тюй. Местные жители занимались рыболовством или пчеловодством и платили дань ханам мёдом и рыбой, этим объясняется название «Балыксы». Согласно второй версии, слово «балык» в древнетюркских текстах означал «город», а значит, балыксы может иметь значение «городской житель». Есть также версия что здесь жил человек по имени Балыксы.

Мы также знаем, что у деревень Аскинского района очень богатая история. Жители этих земель участвовали во многих восстаниях, войнах. История страны – и их история.

Съезды родов имеют огромное значение. Изучение истории, составление шежере – это не просто выполнение написанного на бумаге: всё делается по зову сердца, по велению души. 20-30 лет назад многие вообще не знали о своём происхождении. Сегодня же большинство относится с вниманием к прошлому своего рода, особенно эта тема всё больше привлекает нашу молодежь. Съезд рода стал новым импульсом в этом направлении. Во время Йыйына избрали предводителей, совет рода Балыксы, приняли первый гимн.

Мы и сегодня продолжаем вести активную работу. Общаемся в социальных сетях, мессенджерах, налаживаем связь друг с другом. Постоянно выходим на связь с родственниками из Казахстана. В Оренбурге живет исследователь башкирских шежере Радик Насибутдинов. В Белебее есть 80-летний Шаукат Низаметдинов. Он в течении двадцати лет изучал историю деревень рода Балыксы, на основе изысканий выпустил книгу «Знакомые и родственники» (Таныштар һәм туғандар). Это очень значимая книга, в ней можно найти информацию по переписи населения, ревизские сказки. Многие благодаря этим материалам составляют шежере, возвращаются к своим корням.

Я тоже в 2010 году начала изучать свою родословную. Шаукат агай выяснил, что наш род (а мы оказались родственниками) изучен до двадцатого поколения и доходит до Майки бея. А работа учёного Минигали Надергулова показывает, что наше шежере доходит до пророка Адама. На данный момент известно 16 поколений, они утверждены архивными документами.

У нашего рода очень богатая история, много знаменитых личностей, которыми мы вправе гордиться. К примеру, на Отечественной войне 1812 года Загафуран Ибрагимов дошел до Парижа. Он был сотником, доставлял до русской армии лошадей. Также я выяснила имена и фамилии ещё двадцати земляков - участников Первой Отечественной войны. В 2012 году мы собрали всех родственников и провели большую научно-практическую конференцию. Планируем проводить это мероприятие и в будущем.

Мо прадед Хуснияр хадрат был очень видным человеком своего времени, известной личностью. Он выходец деревни Кускильдино, был отправлен на работу в Султанбеково. В конце 19-го века он построил в деревне двухэтажное медресе. Умер в 50 лет. Мы нашли его дневник путешествий, ценные рукописи. Доктор филологических, учёный Минигали Надергулов помог перевести их. Прадед Хуснияр сам составил шежере нашего рода. Мы сравнили его архивными документами, сведения совпадают.

Как я уже отметила, в Аскинском районе проживают представители трёх башкирских родов. Каждый из них отличается диалектом, одеждой. Даже в деревнях, относящихся к роду Балыксы, говорят по разному. Одежда очень интересная, самобытная. Женщины носили платья с оборкой, предпочитали красный, желтый цвета. Мы нашли платья, сшитые около сто лет назад, они хранятся в музее. По этим наглядным примерам можно реконструировать и носить такие же платья. К сожалению, не смогли найти нагрудники и накосники, характерные нашему роду. «В сундуке хранили, бабушка носила такой нагрудник», – вспоминают земляки. Но, к сожалению, ничего из этого не сохранилось.

У моего прадеда Хуснияра хазрата были четыре дочери, два сына. Бабушка (ҡартыйым) Хана пришла невесткой в деревню Утяшево. У нее была учительница Камиля, сохранился её головной убор – калфак. Я хочу восстановить его.

Когда в 2010 году начала изучать свою родословную, нашла очень много родственников. Получается, в селе Аскино каждый второй – родня. «Что даёт тебе изучение шежере? » – часто спрашивают меня. Отвечаю – даёт духовную силу. Изучая шежере мы вспоминаем предков, читаем молитву – дога. Зов предков вдохновляет, мотивирует меня изучать наше прошлое. Чтобы крепко стоять на земле надо знать свои корни», – рассказала нам Анзира Ганиева.

Поделиться