НовостиТрезвое селоИсторияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

Благодаря решительности, смелости

6 октября, 21:16

6 октября 2021 года в Татышлинском районе состоялось открытие мемориального комплекса Исан-хана – выдающегося политического деятеля башкирского народа середины XVI в., лидера ирактинских башкир. Данный проект стал победителем конкурса среди некоммерческих неправительственных организаций Республики Башкортостан, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты, на предоставление грантов в форме субсидий. Общая сумма проекта 785 000 рублей. В рамках его реализации над могилой была возведено и установлено кованое каркасное сооружение в виде купола, благоустроена территория захоронения.

В то же день состоялась научно-практическая конференция «Мы – потомки Асан-Хана», с участием известных ученых из Уфы, Перми. С приветственным словом обратился глава администрации Татышлинского района Ф.Р.Шайхисламов. Конференцию открыл председатель исполкома Всемирного курултая башкир Г.М. Якупов. С интересными докладами выступили:

Хамидуллин С.И. - историк, журналист, ведущий и автор телепроектов;

Саитбатталов И.Р. - кандидат филологических наук, доцент БашГУ;

Кильдин С.А. - заслуженный работник культуры РБ, кавалер ордена С.Юлаева;

Арманшин Б.С. - заведующий музеем Г.Сокороя;

Мухаметьянов Р.Т. - председатель Курултая башкир Пермского края;

Бахтиев Р.Р. - лидер движения «Без башкортлар»;

С проникновенным приветствием к участникам обратились народный артист РБ, виртуоз-кураист Роберт Юлдашев и заслуженный артист РБ, лидер группы «Аргымак» Ринат Рамазанов.


Салават Хамидуллин об Асан-хане: «Асан-хан (Исан-хан) является героем исторических преданий башкир клана Иректы (Ирәкте), легших в основу их шежере и хроник (таварих), а также произведений известного башкирского поэта-суфия Мухаммада-‘Али Чукури (1826-1889) и его сына, башкирского просветителя, публициста и историографа ‘Арифуллаха Киикова (1861-1918). Иректинцы, будучи ответвлением крупнейшего башкирского родо-племенного объединения Табын, тоже ведут свое происхождение от Уйшина Майкы-бия.

Предки башкир-иректинцев испокон веков служили различным ханам – золотоордынским, шибанским (узбекским), сибирским, казанским. Осознание «благородства» происхождения, многовековые военные традиции, титул тарханов, а также статус башкир-вотчинников, подвигало их письменно фиксировать славное прошлое рода. Степень достоверности их произведений, как и в целом башкирских шежере (родословных), довольно высокая: сохранился ярлык на тарханство, выданный иректинцу Шейх-Ахмеду; шежере башкир соседнего клана Уран называет в качестве его главы Айсувак-бия Исанбаева, историчность которого подтверждает жалованная грамота царя Ивана Васильевича; шежере башкир-гайнинцев рассказывает о предводителе клана Урак-бие Маметкулове, которого упоминают и русские документы XVII-XVIII веков.

Названные главы башкирских кланов принимали самое непосредственное участие в событиях середины XVI века, когда войска Ивана Грозного осадили и взяли Казань. Башкирские тарханы по силе ханских ярлыков были обязаны сражаться на стороне своего сюзерена. И, действительно, так и было, но, поскольку, большинство из них несло станичную службу на окраинах ханства, далеко не все успели прибыть на помощь Казани.

Асан-бий, именуемый в преданиях «ханом» лишь для усиления значимости его фигуры, в ситуации, когда Иван Грозный обратился ко всем народам Поволжья и Урала со словами, отраженными в башкирских шежере: «…пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи…», вместе с другими главами башкирских кланов северо-западной части Башкирии принял решение откликнуться на призыв царя. В сочинении «Тазкират ли-ль-ихван ва-ль-ахбаб» Мухаммада-‘Али Чукури сообщается: «Потом на всей земле будущего Бирского уезда старейшины башкир снабдили Исяна припасами и направили его в Москву. Было-де время царя Ивана Васильевича, зима. Исян-хан надел выдровую ушанку, привязал к ногам подбитые шкурой выдры лыжи и ушел один. Придя в Москву, он передал поклон ханов (т.е. башкирских биев) этого края, в знак своего повиновения поставил свою подпись и вернулся домой».

Благодаря своей решительности, смелости и политической прозорливости, Асан-бий занял первенство среди прочих башкирских биев Западной Башкирии. Они признали его своим главой и считали над собой ханом. Так Асан-бий заслужил свой эпитет «хан», войдя в историю как Асан-хан».

Поделиться