НовостиТрезвое селоИсторияАтайсалЦифровой башкирБайгеГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

Благодаря решительности, смелости

6 октября 2021, 21:16

6 октября 2021 года в Татышлинском районе состоялось открытие мемориального комплекса Исан-хана – выдающегося политического деятеля башкирского народа середины XVI в., лидера ирактинских башкир. Данный проект стал победителем конкурса среди некоммерческих неправительственных организаций Республики Башкортостан, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты, на предоставление грантов в форме субсидий. Общая сумма проекта 785 000 рублей. В рамках его реализации над могилой была возведено и установлено кованое каркасное сооружение в виде купола, благоустроена территория захоронения.

В то же день состоялась научно-практическая конференция «Мы – потомки Асан-Хана», с участием известных ученых из Уфы, Перми. С приветственным словом обратился глава администрации Татышлинского района Ф.Р.Шайхисламов. Конференцию открыл председатель исполкома Всемирного курултая башкир Г.М. Якупов. С интересными докладами выступили:

Хамидуллин С.И. - историк, журналист, ведущий и автор телепроектов;

Саитбатталов И.Р. - кандидат филологических наук, доцент БашГУ;

Кильдин С.А. - заслуженный работник культуры РБ, кавалер ордена С.Юлаева;

Арманшин Б.С. - заведующий музеем Г.Сокороя;

Мухаметьянов Р.Т. - председатель Курултая башкир Пермского края;

Бахтиев Р.Р. - лидер движения «Без башкортлар»;

С проникновенным приветствием к участникам обратились народный артист РБ, виртуоз-кураист Роберт Юлдашев и заслуженный артист РБ, лидер группы «Аргымак» Ринат Рамазанов.


Салават Хамидуллин об Асан-хане: «Асан-хан (Исан-хан) является героем исторических преданий башкир клана Иректы (Ирәкте), легших в основу их шежере и хроник (таварих), а также произведений известного башкирского поэта-суфия Мухаммада-‘Али Чукури (1826-1889) и его сына, башкирского просветителя, публициста и историографа ‘Арифуллаха Киикова (1861-1918). Иректинцы, будучи ответвлением крупнейшего башкирского родо-племенного объединения Табын, тоже ведут свое происхождение от Уйшина Майкы-бия.

Предки башкир-иректинцев испокон веков служили различным ханам – золотоордынским, шибанским (узбекским), сибирским, казанским. Осознание «благородства» происхождения, многовековые военные традиции, титул тарханов, а также статус башкир-вотчинников, подвигало их письменно фиксировать славное прошлое рода. Степень достоверности их произведений, как и в целом башкирских шежере (родословных), довольно высокая: сохранился ярлык на тарханство, выданный иректинцу Шейх-Ахмеду; шежере башкир соседнего клана Уран называет в качестве его главы Айсувак-бия Исанбаева, историчность которого подтверждает жалованная грамота царя Ивана Васильевича; шежере башкир-гайнинцев рассказывает о предводителе клана Урак-бие Маметкулове, которого упоминают и русские документы XVII-XVIII веков.

Названные главы башкирских кланов принимали самое непосредственное участие в событиях середины XVI века, когда войска Ивана Грозного осадили и взяли Казань. Башкирские тарханы по силе ханских ярлыков были обязаны сражаться на стороне своего сюзерена. И, действительно, так и было, но, поскольку, большинство из них несло станичную службу на окраинах ханства, далеко не все успели прибыть на помощь Казани.

Асан-бий, именуемый в преданиях «ханом» лишь для усиления значимости его фигуры, в ситуации, когда Иван Грозный обратился ко всем народам Поволжья и Урала со словами, отраженными в башкирских шежере: «…пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи…», вместе с другими главами башкирских кланов северо-западной части Башкирии принял решение откликнуться на призыв царя. В сочинении «Тазкират ли-ль-ихван ва-ль-ахбаб» Мухаммада-‘Али Чукури сообщается: «Потом на всей земле будущего Бирского уезда старейшины башкир снабдили Исяна припасами и направили его в Москву. Было-де время царя Ивана Васильевича, зима. Исян-хан надел выдровую ушанку, привязал к ногам подбитые шкурой выдры лыжи и ушел один. Придя в Москву, он передал поклон ханов (т.е. башкирских биев) этого края, в знак своего повиновения поставил свою подпись и вернулся домой».

Благодаря своей решительности, смелости и политической прозорливости, Асан-бий занял первенство среди прочих башкирских биев Западной Башкирии. Они признали его своим главой и считали над собой ханом. Так Асан-бий заслужил свой эпитет «хан», войдя в историю как Асан-хан».

Поделиться