НовостиТрезвое селоИсторияАтайсалЦифровой башкирБайгеГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

Путешествие в историю моего села

22 сентября 2021, 10:00

Посвящаю 150-летию села Кадыси Каридельского района и односельчанам, которых сейчас нет рядом.

Если задуматься, то в истории сел можно увидеть отражение человеческих судеб: рождение на свет, яркая жизнь, старение. Сколько бы испытаний не выпало на жителей деревень, они не теряют надежды.
Когда-то мое село насчитывало 49 дворов, теперь же их осталось девять. Видимо, стареет село, все таки ему уже 150 лет. В момент подготовки к юбилейному празднованию на его судьбу выпало еще одно испытание—коронавирус. Так или иначе, хотелось бы пригласить наших односельчан в путешествие в их пору юности, в детство. Добро пожаловать — это история моего села.

В 1870 году вотчинные башкиры рода Унлар из села Урта Шаймухамет, Галлям, Давлетхан переселились на левый берег реки Юрюзань. Впереди большая река, позади—река поменьше. Начали валить лес, срубать избушки, изготавливать лыко, кипятить деготь. Голода не знали—в лесах было много дичи, в реках—рыбы. Село быстро росло. Шаймухамет стал старостой, вел счет жителей, занимался регистрацией. До начала двадцатого века тут жили только вотчинные башкиры. Одним из первых приезжих жителей на этом месте стал русский барин Владимир и его помощники. Он скупал продукцию местных, построил лавку, помогал в строительстве мечети. Я помню, как мой отец его с уважением вспоминал и называл «Аладимир бай».

Согласно информации из книги «История башкирских родов. Унлар», в 1917 году в селе проживали и русские. В Кадыси жили еще и марийцы, чуваши, арцы. Об этом моя сестра Гульзима Сафуанова написала в 2007 году статью «Сильны дружбой» в газете «Каридель». Это воспоминания о дружелюбии и сплоченности, помогавших в трудные годы жителям села. Село славилось также и религиозностью, наличием собственной мечети. По пятницам жители соседних деревень собирались тут на намаз. Мой дед Камалимухамет был муадзином, обучал детей арабской грамоте. Мулла Мухаметхайдар проводил религиозные праздники. Однако, докатившаяся до села волна революции внесла изменения. В 1936 году минарет мечети был разрушен, а ее здание превращено сначала в клуб, а позже—в школу. Об этом событии народ села сочинил баит «Манара». История села, без сомнения, всегда отражается в жизни ее жителей.

Хоть Великая Отечественная война и стала большой бедой для страны, колхозники не сдавались. А в 50-60 годах молодежь трудилась не покладая рук. Днем—работа, а вечерам—игры, песни, музыка гармони и скрипки. Было очень много талантов. В каждом доме был свой гармонист, а Исмагил агай Ханов выступал даже на районной сцене. Голосам Фагимы и Гульсум-апа завидовали даже соловьи. Певцы Закирьян, Нургали, Раил всегда были желанными гостями. Гармониста Рамазана сменили представители нового поколения Фаниль, Разиф.

Всю округу одевала швея Нургатия. Как будто до сих пор слышен звон молотков кузнеца Хабиб-агая. Всех болеющих ставили на ноги Фарига, Саудя, Ямиля. Если же заболел скот, помогал Тимергали-бабай. Трактор, который привез Васфи-агай, вдохнул в село новую жизнь. Казалось, село не состариться никогда. Когда началась массовая вырубка леса и пускание леса по течению, местные юноши ушли туда на работу. Колхоз распался в 1974 году. Со временем в другие села перенесли клуб, магазин, больницу. Хорошо еще, что в 60 годах удалось обойтись без присоединения Кадыси к селу Кудашево. Об это бы хотелось рассказать потомкам наших односельчан. Пройти бы еще раз по улицам, зайти бы в каждый теплый, светлый дом. Все реже, но все же слышится в селе звуки гармони, в окнах видны огни. Жизнь продолжается, село ждет своих сыновей и дочерей.

Поделиться