Ҡоролтай тауышыVIВКБНовостиБашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаШаймуратовцыКалендарь Радий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод науки и просвещенияБирский районЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районКараидельский районПодкастыБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарАльшеевский районУрал-батырБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауТанцыАударышМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медКурайКумысБашкирская лошадьСМИДуванский районСпортАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

«Через два столетия увидела собственноручно поставленную тамгу деда»

21 сентября 2021, 10:41

Известный краевед из Янаульского района Светлана Хашимова:

«Через два столетия увидела собственноручно поставленную тамгу деда»

Светлана Хашимова — известный в Янаульском районе краевед. В интервью с корреспондентом она рассказала о том, с чего началось увлечение и во что оно вылилось.

— Светлана Фаниловна, сегодня общество переживает огромный интерес к восстановлению родословных. Вы этот зов старины расслышали гораздо раньше других. Благодаря чему?

— Случайности. Я почти 34 года проработала в школе, а последние 14 лет — завучем и директором. Честно скажу, ушла на заслуженный отдых уставшая, не хотелось больше суеты, решения каких-то вопросов. Ко мне домой пришла библиотекарь Гузель Гатауллина, которая просила выступить на празднике «Шежере байрамы». Долго отказывалась, но через полчаса уговоров сдалась, то есть согласилась. Выступила перед односельчанами, меня выслушали. Я говорила о своем деде, которого даже не помнили его дети, так как он погиб под Сталинградом. Дед был первым председателем в деревне. Его не отправляли на фронт, потому что нужен был в тылу, но он год ходил в военкомат с просьбой отправить его на фронт... Отучился в Алкино, его готовили на офицерскую должность. Написал одно-единственное письмо бабушке, где сообщалось, что они направились в сторону Сталинграда, что уже слышно, как грохочут бомбы. Но так и не доехал до передовой, одна шальная бомба как раз угодила в вагон, где ехал мой дед. Его звали Карамов Сабир Карамович.

Бабушка (нәнәй) Сугда Ахатовна была родом из деревни Урдяк, дочь муллы, достаточно грамотная девушка, которую направили в Тартар по программе лекбеза. Так и познакомились первый предколхоза и учительница- дочь муллы. Я знала, что отца Карамазвали Габдрафик, соответственно он должен был быть Рафиковым. Но дед Сабир решил, что Рафиковых много, поэтому взял фамилию Карамов. Отца Рафика я уже не знала. Мой односельчанин Фагиз Гайсин как-то сказал, что, мол, в интернете есть так называемые ревизские сказки (переписи). По этим переписям я выстроила цепочку своих дедов. Моего самого дальнего деда звали Кильти Ниязов, он зарегистрирован в первом дворе. Его внук Арслан Мустафин в 1816 году был сказкоподателем, то есть главным в деревне Тартар, он поставил свою тамгу в документе. Вы представляете,что я испытала, когда через два столетия увидела собственноручно поставленную тамгу деда.

- Расскажите, пожалуйста, о своих изысканиях подробнее.

— Их очень много. Может быть, кому-то показалось странным имя моего далекого деда — Кильти. Так вот, его звали Уразгильде, сокращенно Гильде, башкиры больше склонны к оглушению звуков. Гильде — Кильти, так удобнее было произносить. Русскому переписчику имя деда назвали Кильти, он так и записал, его сыновьям придумал фамилию Кильтин, вместо Уразгильдин. А что его звали Уразгильде, я случайно узнала по шежере, которое представлено в книге «Северо-западный диалект башкирского языка» (научный отчет диалектологической экспедиции 1954 года). Это шежере членам экспедиции передали башкиры деревни Кисак-Каин. Одна ветвь родословной привела в Тартар к самому старшему по переписи 1812 года — Кильтею Ниязову. Дальше в шежере и по переписям идет полное совпадение имен: Мустафа, Арыслан, Ибатулла. Кильти Ниязов со своими младшими братьями Минлит и Сали участвовали в Пугачевском восстании. Об этом я узнала из документов ставки Пугачева под номером 371, где приводится список башкир-повстанцев отряда Салавата Юлаева.

Активным пугачевцем был житель деревни Кумово (Сосново) Аит Саитов. Во главе отряда пугачевский полковник Аит Саитов действовал на территории Каракулинской волости, в районе Бирска. В июне 1774 в составе Главного войска Е.И.Пугачева участвовал в осаде и сражениях под Осой, совместно с Салаватом Юлаевым формировал повстанческие отряды в Прикамье. В сборнике «Документы. Восстание Пугачева» имеется несколько приказов, адресованных Аиту Саитову и его соратникам, например, №№ 469, 487, 535. В августе отряд Аита Саитова участвовал в бою с правительственной командой под руководством И.Г.Штерича у д.Музякино Казанской дороги. Был пленен, умер во время следствия в Казанской секретной комиссии (по другим данным, отпущен домой. У него был сын Рафик. Я нашла потомков Аита Саитова.

В 2016 году решила заняться составлением родословной ГайнанаАмири. Отец ГайнанаАмири Гимазетдин родился в д.Ново-Артаул нынешнего Янаульского района в 1881 году. Наивно полагая, что отца Гимазетдина звали Амир, пересмотрела ревизские сказки, но не нашла Амира. Писала и в архивы, положительных результатов не было.

Летом 2018 года узнала о книге Азата Ярмуллина «У истоков Башкирской республики». Скачала в интернете, прочитала и узнала об одном нашем земляке — Амирове Халиме Насретдиновиче, тоже уроженце д.Ново-Артаул, который родился в 1894 году. По похозяйственной книге 1935 года установила, что у Халима был брат — Касим мулла, 1881 года рождения. Теперь по ревизским сказкам 1859 года д. Ново-Артаул я начала искать Насретдина. Обнаружила его, он был записан самым последним по переписям деревни, двор 22/52. Насретдину было два года, самый младший сын указного азанчея Фатхуллы Умирова, причисленного из Старого Артаула в 1856 году. Подобно тому как название деревни Уртаул превратилось в Артаул, Умир стал Амиром, отсюда фамилия «Амиров». Гайнан Амири приходится двоюродным племянником ХалимуАмирову.

Конечно, еще можно о Старом Артауле много чего рассказать.

Теперь про деревню Карманово. Основателем деревни был Кагарман Бекбов. Это имя фигурирует в челобитной, адресованной царю Петру Алексеевичу и Грамоты из Приказа Казанского Дворца от 1694 г. сентября...

А. З. Асфандияров в книге «История сел и деревень Башкортостана» пишет, что башкир Карман — участник восстания 1704 — 1711 гг.

Активными людьми своего времени были сыновья Кармана — Рахманкул, Назаргул и Юзей. Имя последнего встречается во многих исторических документах. Вот несколько из них:

1. 1759 г. марта 17. — Список представителей башкирского и мишарского народов.

2. 1759 г. сентября не позднее 29.—Донесение башкир Темира Мутина с товарищами в Сенат с просьбой о запрещении захвата башкирских земель и о скреплении купчих на них только при согласии всей волости (1).

3. 1760 г. августа не позднее 28 — октября 10. — Дело о взыскании долга башкиром Осинской дороги, Уранской волости Юзеем Кармановым с башкир Казанской и Осинской дорог Аита Аскубекова с товарищами.

Сын основателя деревни — Юзей Карманов как представитель Осинского уезда и старшина Темир Мутин из Казанской дороги ездили в Санкт-Петербург и подали в Сенат донесение с просьбой о запрещении захвата башкирских земель. Темиру Мутину не суждено было вернуться домой, он умер в Санкт-Петербурге, а наш земляк, сделав свое дело, вернулся на малую родину. Сенат положительно отреагировал на их просьбу и приказал «впредь башкирскому народу разорений не чинить...»

Известным жителем д. Карманово был Абдук (Аптык) Чептарзяпов, который служил старшиной Уранской волости. После введения кантонной системы управления он в 1798 году становится начальником пятого башкирского кантона. Этот кантон располагался в Челябинском уезде, и его центром была деревня Исянгильдино.

Абдук Чептарзяпов в 1798 году обратился к императору Павлу I с просьбой о восстановлении старой организации военной службы башкир, об ограничениях в межевании башкирских земель, о выселении с них припущенников и переселенцев. С тех пор башкиры несли военную службу по охране юго-восточных рубежей России и участвовали в ее войнах. Например, в формулярных списках участников Отечественной войны 1812 года из 10-го Башкирского кантона 12-ой юрты числились пять воинов из Караманово.

- Каким образом вы используете накопленный исторический материал, как его популяризируете?

- Участвую в различных конкурсах, конференциях, выступаю в аудиториях...

- Как вы считаете, может ли локальная история заинтересовать людей в молодом возрасте? И как, на ваш взгляд, сегодня этому можно помочь?

- Радует, что молодежь интересуется своими корнями. Обращаются ко мне с просьбой составить шежере. Но вот одно плохо, в основном, это пассивные получатели информации. Так хотелось бы, чтобы они сами активно включались в поиск. Я бы с удовольствием их учила. Есть и те, кто скептически к этому относится. Думаю, каждый человек должен знать из какого он рода, кто его предки, кем они были. Род простирается во времени и пространстве значительно шире, чем личность. Отдельно взятый человек появляется, живет определенное время и исчезает. Очень важно, чтобы человек при жизни почувствовал, что он является частью рода, который существует много столетий.

- Поделитесь, пожалуйста, интересными краеведческими фактами, о которых мало знают янаульцы.

— О чем я уже говорила, обо всем об этом и не знают янаульцы. Газеты теперь мало читают. БСТ на 21-ом канале, а у нас только 20. На мероприятия приходят ради «галочки». Мы несколько заинтересованных людей бьемся, от этого толку мало. Очень обидно, когда отцы и деды по документам точно башкиры, а их потомки с пеной у рта говорят, что они татары, а меня этномиссионером называют.

Я вижу такой выход из этой ситуации. Нужно всем краеведам Янаульского района объединиться и выпустить книгу. Собрать туда работы — шежере, не только башкирские, а все — русские,татарские, марийские... Но загвоздка в финансировании. Если бы удалось решить этот вопрос, выпустить книгу, то любому человеку с ее помощью можно составить его родословную. Вот тогда будет какой-то результат.

Раушания Гарифуллина
Поделиться