VIВКБНовостиБашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияЗащитникиОтечестваАтайсалБайгеГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьЦифровой башкирГод науки и просвещенияГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Новости

В Балтачевском районе открывается новый историко-культурный центр

31 августа 2021, 15:44

Цель одна – возрождение, изучение и сохранение историко-культурных ценностей мишарей Башкортостана. В этом районе насчитывается около 80-ти населенных пунктов и как утверждает наш собеседник, в 14-ти из них проживают мишари.

А кто они, мишари? В чем отличие от башкир и татар? Где еще живут? Обо всем этом рассказал главный специалист нового центра Айдар Сираев.

«Из исторических источников известно, что в 1817 году башкирско-мишарские полки дошли до Парижа. Этот полк был организован приблизительно в 1798 году. По материалам переписи населения 1920 года, в республике проживало около 166 тысяч мишарей, а в 1926 году их насчитывалось около 136 тысяч. Уже через несколько лет, в 1939 году, мишарей уже не отметили в официальных документах переписи. Почему так получилось? Как известно, в эти годы продолжалось историческое, социально-политическое формирование Башкортостана и Татарстана. Мишарский язык очень схож с татарским, и по утверждению некоторых историков, мишарей убедили записать себя представителями этой национальности. Варианты происхождения слова “мишари” разносторонние. Одни утверждают, что мишари – потомки воинственных мадъяров или маджаров. По другим источникам известно, что ближе к историческим территориям Новгородской, Пензенской областей была земля, названная Мещерой. Царские власти своих верных служивых переселяли по границам Российской империи и их прозвали “мещерами” или “мишарами”. Недавно был издан сборник “Мишари Башкортостана ”, авторы – историки Салават Хамидуллин, Азат Ярмуллин. Здесь много интересной информации об известных мишарах, которые бок о бок с башкирами боролись за Башкирскую автономию», – говорит Айдар Сираев.

Он рассказывает и о мишарской национальной кухне. Например, сладкий, медовый «майаш» чуть поменьше привычного баурсака и чуть крупнее чак-чака. А кисель из калины — это вообще уникальный напиток. Как утверждает Айдар Сираев, он сталь давно брендом Балтачевского района, этот вкусный, полезный, густой напиток из калины, муки и сахара не встретишь нигде. Кстати, калину балтачевские мишари называют по-своему — «малан». Вообще, мишарский язык от татарского существенно отличается тем, что в нем очень часто звучит буква «ч».
Сегодня мишари проживают в Бураевском, Караидельском, Кушнаренковском, Чекмагушевском, Давлекановском и в других районах Башкортостана. В России их можно встретить в Челябинской области, в Чувашии, в Сибири и т.д.

«В нашей душе есть такое самоопределение — мишари. Это важно, ценно для нас. Новый истрико-культурный центр позволит узнать побольше информации о своих корнях и предках, объединить представителей этноса. 10 сентября будет официальное открытие», — говорит Айдар Сираев.
Поделиться