Ҡоролтай тауышыНовостиТрезвое селоИсторияГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь Радий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьБирский районЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районКараидельский районПодкастыБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарАльшеевский районУрал-батырБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауТанцыАударышМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медКурайКумысБашкирская лошадьСМИДуванский районСпортАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Депутат Государственной Думы II и III созывов Мухаметшакир Тукаев

27 июля 2021, 11:32

Известный башкирский религиозный и общественный деятель Мухаметшакир Мухаметхарисович Тукаев родился 14 января 1862 года в деревне Стерлибаш Калкашевской волости Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии. Ныне село является административным центром Стерлибашевского района Республики Башкортостан. Оно основано во второй половине XVII века на земле юрматинских башкир Тальтим-Юрматинской волости Ногайской дороги. Население деревни занималось в основном земледелием и скотоводством. Славу населенному пункту принесли мусульманское учебное заведение и его выдающиеся уроженцы, одним из которых является упомянутый депутат II и III созывов Государственной Думы М.М. Тукаев.

Будуший депутат Государственной Думы Мухаметшакир Тукаев окончил Стерлибашевское медресе, достаточно прогрессивное для своего времени мусульманское учебное заведение, открытое при деревенской мечети в 1720 году. Позже он окончил и Оренбургскую учительскую школу. В учебную программу Стерлибашевского медресе входили арабский, персидский, старотюркский и русский языки, хадисы (предания о действиях Пророка Мухаммеда), толкование Корана, история и философия ислама, логика, фикх (мусульманское право), география, грамматика, история, арифметика, естествознание. С появлением новометодной системы образования (джадидизм) в данном медресе был внедрен новый метод обучения. Среди выпускников медресе есть известные представители национальной интеллигенции. Выдающиеся поэты Шамсетдин Заки, Гали Сокрой и другие также обучались в нем. Многие родственники М.М. Тукаева преподавали в этом учебном заведении.

Мухаметшакир Тукаев происходит из знаменитого рода Тукаевых. Вел активную общественную деятельность. В 1887–1890 годах М. Тукаев являлся гласным Стерлитамакского уездного земского собрания. В 1898–1901 годах был членом статистического комитета Уфимской губернии.

М.М. Тукаев дважды избирался депутатом Госдумы II и III (1907–1912) созывов от Уфимской губернии. Входил в мусульманскую фракцию Государственной думы. Во второй Думе был член комиссии о свободе совести, а в третьей – земельной, по вероисповедным делам, об изменении действующего законодательства о крестьянах, по рыболовству.

Член Союза российских мусульман с 1905. Делегат II (1906) и IV (1914) съездов российских мусульман (Санкт-Петербург).

Большой интерес проявлял к истории родной деревни. Им была написана книга «История Стерлибаша» («Тарих-и Стәрлебаш»), изданной в 1899 году в типографии Б.Л. Домбровского в Казани. В 1912 году в Уфе был опубликован «Отчёт члена комиссии по вероисповедным вопросам Государственной Думы II и III созыва Мухамет-Шакира Харисова Тукаева, депутата от Уфимской губернии».

Умер 1932 году в Оренбурге.

Шакир Туҡаев - Стәрлебашта ер хужаһы, сауҙагәр һәм мөдәрис. Ҡазан учительски школаның Оренбургтағы ваҡытта ике синыф ҡына бөтөрөп, хәзердә ауылда торадыр.

Ике думада мосолман фракциясына язылып, аның программасына муафиҡ хәрәкәт итте. Дума мөнбәренә менеп сөйләрлек ҡәдәр русча белмәй, шуңар күрә икенче думада, өчөнчесендә дә чығып сөйләгәне юҡ. Ләкин Дума вә фракция мәжлесләренә һәм үзе ағза булған дин комиссиясына ихлас берлә йөрөйдөр һәм хәлендән килгән ҡәдәр хезмәт итәдер. Икенче думада һәм өчөнчесендә дә дин комиссиясына сайланды. Комиссияда мосолманлар исеменән сөйләй һәм һәр мәсьәләдә мосолманлар интересын саҡларға тырышадыр. Үзе мәктәп күргән зыялы булмаса да комиссияда һәр эшне һәм сүзне аңлай, аңлаған нәрсәләрен мосолман фракциясы мәжлесенә килеп сөйләйдер.

Шакир әфәнде үзе мәхдүм вә мөдәрис булса да думада үзенең дәрәжәсен беләдер, төрлө мәсьүлиәткә ҡалачаҡ урынларға сайланмайдыр, бәлки зыялы депутатлар фракция эшләренә даир ҡушҡан эшләрен эшләй һәм шул эше берлә фракцияның эшлекле булыуына яҡшыраҡ,ярдам итәдер.

Шакир әфәнде, әлбиттә, чын силахиәтле вә истихҡаҡлы депутат түгел, һәр хәлдә мәхдүмлеге ачыҡ беленеп торадыр, ләкин шулай да мосолман депутатлар арасында Шакир әфәнде иң эшлекле вә ғәлиләрендәндер вә өчөнче думадағы Уфа мосолман депутатлары арасында беренчеләрендән саналырға тейештер.

Усал М.-Ф. Беренче, Икенче вә Өчөнчө думада мосолман депутатлары һәм аларның ҡылған эшләре. Ҡазан: лито- типография И.Н. Харитонова. 1909. 137–138 б.

М.-Ф. Усалдың китабынан

Академик В.В. Бартольдның Стәрлебашҡа килеүе:

Профессор Бартольд жәнәпләренең Оренбургтан Стәрлебашҡа киттеге газитәмездә язылған иде. Хәзерендә Стәрлебаштан идарамызға килгән бер мәктүптә (хатта) бәйән улындығына күрә профессор жәнәпләре 31-нче майда жомга көн шунда барып сабиҡ Дума ағзасы Шакир мәхдүм Туҡаевҡа төшкән. Шакир мәхдүм русча вә мосолманча мәғрифәтле вә кеше таныучы мөхтәрәм бер зат улдығында профессорны мәғәл мәмнүниәт ҡаршы алған вә өйөндә ҡунаҡ иткәннең суңында аны жомғаға мәсжедгә алып барған. Жомғадан суң мәдрәсәгә алып барып, дәресхана вә китапханаларны күрсәткән. Профессор жәнәпләре искедән бирле мәшһүр булып килгән бу Стәрлебаш мәдрәсәләрен бик ләззәт илә карап һәр жәһәтдән тамаша иткән. Мәдрәсәнең китапханасын аҡтарып, 200–300, хатта 500 йыл элек язылған ҡулъязма китапларны диҡҡәт вә ләззәт илә ҡараған. Ысул-и саутия (ысул-и жәдид) берлән (менән) уҡыла торган ибтидаи (башланғыс) мәктәпкә кереп, балаларның уҡый торған китапларын вә яза торған дәфтәрләрен ҡараған.

Хөласа: мәдрәсә вә мәктәп тирәсендә өч сәғәт ҡәдәр йөрөп карап чыҡҡан. Шакир мәхдүм һәр хосусда изахат (аңлатма) вә мәғлүмат биреп, профессорны бик мәмнүн (риза, шат) иткән. Суңра, Шакир мәхдүмнең мәрхүм әткәләре вә бабалары тарафындан утыртылған олуғ бакчаға барып истирахәт (ял) иткәнләр вә анларның торган йерләрен карап йөрөгәнләр. Буның суңында Хәбибулла әфәнде вә Ғәли хәлфәләрнең өйләренә кереп, анларның китапханаларындағы иске китапларны ҡараған. Бу китапханаларда шаян диҡҡәт мөһим китаплар вә әсәрләр бар икән. Андан мәрхүм Стәрлебаш хәзрәтләренең зыяратларына барып, ташлардағы языуларны уҡыған. Бәғзе бер ташларда хәзергә ҡәдәр ачыҡ уҡылып етмәй торған фарсыча языуларны профессор жәнәпләре дөрөсләп уҡыған. Шакир мәхдүм профессорға хәтфә берлән тышланған иске ҡулъязма «Стәрлебаш тарихы» һәдиә (бүләк) иткән. Бунлардан башҡа, дәхи (тағы) Шакир мәхдүм профессорға Стәрлебашның шаян диҡҡәт ерләрен күрсәткән вә үз өйөндә бик хөрмәт илә ҡунаҡ иткән. Профессор 31 майда Уфаға киткән.

«Ваҡыт» газетаһы. 1913 йыл. 9 июнь.

Туҡаев М.М. Тарих-и Стәрлебаш. Ҡазан: типография Б.Л. Домбровского. Ҡазан. 1899. 19 б.

Описание деревни Стерлибаша и Стерлибашевского медресе действительного члена Уфимского губернского статистического комитета, магзума Шакира Харисовича Тукаева

На юг от губернского города Уфы, приблизительно в 150 верст, на запад от уездного города Стерлитамака в 55 верстах и от станции Уфимской железной дороги Шафрановой к востоку в 70 верстах, приблизительно под 53°24' северной широты и 73°5' восточной долготы находится деревня Стерлибаш. Она получила свое название по своему местоположению «Стерли» и «баш» (голова – исток, начало), будучи расположена по обеим сторонам реки Стерли недалеко от ее истока; правая часть селения меньше, на ровном месте, а левая половина расположена отчасти на равнине, и большая часть на южном склоне горы, которая защищает Стерлибаш от северных ветров. Река Стерли ведет свое начало из болотистого места, известного под названием Стерли, на расстоянии от деревни около 5 верст. С версту она течет маленьким ключом, верстах на 4-х от деревни, ниже горы Акчагыла, с правой стороны сливается с маленьким светловодным ключом, текущим по каменистой местности Чияли-тубе. В 2 верстах ниже Стерли с правой стороны впадает в нее другой ключ Умарталы-елга и немного ниже – третий ключ Карамалы- елга. После слияния этих ключей река уже под названием Стерли течет по направлению к северо- востоку и впадает в Ашкадар при слиянии его с Белой в 4 верстах ниже города Стерлитамака.

По Стерли на полуверсте ниже дер. Стерлибаша в местности Саз (болото) находятся два серных источника, из которых местные жители берут воду для умывания, особенно весною, когда эта вода, как говорят жители, целебнее, чем в другое время года. Особенно вода полезна для умывания от чесотки.

С северной стороны Стерлибаша, как было выше сказано, возвышаются невысокие, но красивые горы, которые издали, представляются как бы волны и имеют по частям несколько названий: Кладбищенская, Чишмабаш-тау, Кум-тау, Кызыл-тау, Бикмет-тау, где добываются: дикий камень и хороший песок и глина, годные для выделки кирпичей.

К югу от Стерлибаша, где берет свое начало река Стерли, имеется лес в 480 десятин, принадлежащий башкирам Стерлибашевского общества, но к сожалению, беспощадно вырубленный, за исключением маленького участка, оставленного для отапливания мечети и домов лиц духовного звания; этот участок во времена Хаджи Хазрета Тархана служил пчельником и от этого и в настоящее время называется пчельником Хазрета…

Земля Стерлибаша граничит с севера с землею поручика Прозвецкого, которому она была Высочайше пожалована после минувшей Русско-турецкой войны; с запада с участком генерала Мердера; с юга частью с землею башкир вотчинников Ильчик-Темировой тюбы Тальтем-Юрматинской волости, частью с генеральною межею вотчинников Азнаево-Татигачевой тюбы; с юго- востока с землею деревни Халикеевой; с северо-востока с землею душевого надела башкир вотчинников деревни Максютовой. Земля в вышеописанных границах представляет пространство в 2805 десятин, из которых 2205 десятин принадлежит башкирам-припущенникам, а остальные 600 десятин выданы из казны крестьянам под выкуп…

Население Стерлибаша: башкиры-припущенники, тептяри, мещеряки и государственные крестьяне, всего по X ревизии 414 душ, из которых крестьян 65 душ, тептярей – 3, а остальные башкиры и мещеряки, в числе которых заключаются и лица духовного звания. Наличное население в 1890 году считается: башкиры – 605 муж., 695 жен.; крестьяне – 90 муж., 70 жен.; духовных – 15 душ муж. и 18 жен., итого 710 муж. и 783 жен., а всего обоего пола – 1493 [человек]. Посторонних жителей разного звания, проживающих в Стерлибашевой: купеческого звания: мужчин – 4, жен. – 3, дворян потомственных: мужчин – 3, женщин – 2; мещан: мужчин – 27, женщин – 32; башкир: мужчин – 107, женщин – 115. Из этого числа преподавателей Стерлибашевского медресе, проживающих в вакуфных домах: мужчин – 14, жен их – 14, их детей мужеского пола – 18, женского пола – 12. Несмотря на то, что деревня Стерлибаш занимает первое место в Приуральском крае по количеству медресе и преподавателей и по преподаванию шариата, однакож грамотных из местных жителей, к сожалению, очень мало: мужчин – 70, женщин – 80, да еще знающих русскую грамоту мужчин – 10, женщин нет. В нравственном отношении стерлибашевцы народ смирный, сравнительно с другими соседними жителями. Есть, конечно, и лица, и подозрительного поведения, но их очень мало.

Исторические сведения. Хотя относительно начала деревни Стерлибаша никаких документов не имеется, но предание говорит, что деревня Стерлибаш основана в начале 1700 годов. В это именно время начали селиться здесь переселенцы из Сеитовского посада Оренбургской губернии, к которым затем переселились выходцы из Казанской губернии. Первоначальных жителей по именам неизвестно, а только с 1765 года становятся известными некоторые выдающиеся личности, именно: главою переселившихся из Казанской губернии является Тукай Курманаев с несколькими товарищами, а главою сеитовцев – известен с 1745 года купец Юсуп. Сходцы поселились на земле башкир-вотчинников Тальтем- Юрматинской поземельной волости Ильчик-Темировой тюбы, по договору, который был заключен на 60 лет. Неизвестно, платили ли за эту землю аренду или нет, только известно то, что припущенники были обязаны через каждые 3 года делать для башкир майданы. По истечении шестидесяти лет сего срока договоры опять возобновились…

Действительный член Уфимского губернского статистического комитета, сын тархана деревни Стерлибашевой Шакир Харисович Тукаев

Национальный архив Республики Башкортостан. Отдел обязательного экземпляра печатной продукции. Папка 6.

М.М. Тукаев

Тукаев Шакир Мухамет-Харисович (1907 г.)

Член Государственной Думы от Уфимской губернии (член XI отдела).

Выборы его признаны 6/III–I, 75.

Избран в комиссию о свободе совести 29/ III–I, 1275.

Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. Второй созыв. 1907. Заседание 1-53 (20 февраля 2 июня 1907 г.). СПб.: Государственная типография, 1907. С. 135.

Список членов Государственной Думы от Уфимской губернии (1907 г.)

Биглов Мухамед-Акрам Мухамеджанович – двор., татарин, мусульман., 36 л., средн. образ. (Оренбургс. кадетск. корпус), председател. уездного земского управления, землевлад. (850 дес.), мусульман. фракция.

Козлов Алексей Павлович – купец, русск. правосл., 54 г., домаш. образ., част. служба (страхов. агент), землевлад. (3500 дес.), соц.-революц.

Кульбаков Шарафутдин Абдулгалимович – (от крест. курии), сын чиновника, башкир, мусульман., 58 л., средн. образ. (Оренбургс. кадетск. корпус), председатель волост суда, (30 дес.), мусульман. фракция.

Малеев Александр Петрович – поч. гражд., русск., правосл., 38 л., средн. образ., земск. служащ. Нар.-соц.

Серебряков Иван Давидович, крест., русск. Правосл., 25 л., низш. образ., част. служба. (счетовод), соц.-рев.

Сыртланов Шахайдар Шахгарданович, двр., башкир, мусульман., 61 г., средн. образ., землевлад. (2200 дес.), земск. гласн., мусульман. фракция. Член Государственной Думы 1-го созыва.

Тевкелев Кутлуг-Мухамед Батыр-Гиреевич – двор., татар., мусульман., 57 л., средн. образ., у. предводитель дворянсвтва, землевладелецю (1093 дес.), отст. Гвардии полковник, мусульман. фракция, Член Государственной Думы 1-го созыва.

Тукаев Шакир Мухамет-Харисович – крест., башкир, мусульман., 44 г., домашн. образ., землевлад. (359 дес.), мусульман. фракция.

Хасанов Калимулла Гумерович – крест., татар., мусульм., 29 л., средн. образ., учитель, трудов. Группа.

Хасанов Мухамед-Сабир Мухамеджанович – крест., татар., мусульман., 41 г., высш. образ. (магометанское), указной мулла, мусульманская фракция.

Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. Второй созыв. 1907. Заседание 1-53 (20 февраля 2 июня 1907 г.). СПб.: Государственная типография, 1907. С. 24.

Тукаев Мухамед-Шакир Мухамед Харисович (1908 г.)

Башкир, мусульман., 46 л. (р. 14 января 1862 г.), женат, низш. образ. (мусульман. медресе и 2 класса Оренбургск. татарск. учит. школы). Землевлад. (359 дес.), мусульман. группа. Член Г. Д. 2-го созыва.

Член Государственной Думы от Уфимской губернии (от съезда уполномоч. от волостей). (Член VIII отдела).

Выборы его призн. правильными I, 75.

Избран в комиссии: 1) земельную I, 590; 2) по вероисповедн. делам I, 749; 3) для выработки зак-кта об изменениях действующего законодательства о крестьянах III, 2422.

Подписал:

I. Законодательные предположения:

1) о наделении безземельн. и малоземельн. крестьян землею № 160;

2) о получении библиотекой Государственной Думы книг и проч. без пошлины и цензуры № 247;

3) об отмене статей Устава акц. сбор. о выдаче премий частной спиртов. промышленности № 486;

4) об учреждении землеустроит. комиссий в степных областях № 535;

5) правила для приема в высш. учебн. заведения № 628;

6) о распространении на Астрахан. губ. Положения о земск. учрежд. № 630;

7) об изменении городск. избират закона № 633;

8) о предоставлении воспитанникам 4 уч. заведений Прибалт. края права держать часть экзаменов на нем. яз. № 634;

9) об отмене смертн. казни № 636.

II. Заявления:

1). О дополнении состава комиссии по вероисповедным делам 2-мя членами магометанского вероисповедания № 100; приложение к стенографическому отчету с протестом против действий Председателя, не остановившего члена Государственной Думы Келеповского, оскорбившего часть членов Государственной думы. I, 99 – 100.

III. Заявления о запросах:

№№ 8 (№ 123), 21 (№ 345), 28 (№ 610).

Голосовал:

а) за отмену выборов чл. Г. Д. Шмидта I, 1762; б) против зак-кта об Амурской ж. д. II, 1587.

Государственная Дума. указатель к стенографическим отчетам. (Части I–III). Третий созыв. Сессия I. 1907–1908 гг. Заседания 1–98 (1 ноября 1907 г. – 28 июня 1908 г.). СПб.:

Государственная типография. 1908. С. 275–276.

Отчет члена Комиссии по вероисповедным вопросам Государственной Думы II и III созыва Мухамет-Шакира Тукаева, депутата от Уфимской губернии

21 марта 1907 г., ровно 5 лет тому назад, во второй Государственной Думе мусульманская фракция избрала меня своим представителем в комиссию «По осуществлению свободы совести». Комиссия эта во второй Государственной Думе образовалась из 33 человек, избранных Думой в заседании 20 марта. С тех пор избиратели неоднократно выражали пожелания иметь какие-либо данные о ходе дел в вероисповедной комиссии. Своевременно пожелания эти не могли быть исполнены по многим причинам, хотя я и сознавал, что нравственный долг депутатов перед избирателями — докладывать им после каждой сессии ежегодно о ходе дел в Государственной Думе и ее комиссиях. Между многими причинами могу указать на одну, которую считаю наиболее важной и существенной, и которая заключалась в том, что современное политическое положение, особенно в нашей Уфимской губернии, объявленной на положении усиленной охраны, не давало выступить перед избирателями, даже перед небольшим кружком, без предварительного разрешения администрации, получение которого было по большей части затруднительно. Но вот теперь, когда последняя сессия III-й Думы идет к концу, я решил дать избирателям моим по возможности, короткий письменный отчет о ходе дел в вероисповедной комиссии Государственной Думы, как второго, так и третьего созыва.

Вопрос о свободе совести и религии везде и всюду, во всех государствах считался и считается одним из важнейших вопросов народной жизни. Понятно, что у нас, в России вопрос этот также не может не вызывать ксебе самого напряженного интереса, не привлекать самого серьезного внимания со стороны общественного мнения, особенно после Манифеста 17 октября, коим торжественно возвышена и обещана с высоты Престола свобода совести.

Современное понятие о свободе совести требует, во- первых, чтобы каждый человек мог официально излагать свои убеждения везде и всюду, не опасаясь никаких последствий и ответственности, во-вторых, чтобы с исповедованием той или иной религии не связывать разные мирские выгоды, блага и преимущества, — этим только можно было бы достигнуть, чтобы всех вероучений и церквей последователи были искренно верующими в догматы этих религий и исполняющих обряды по убеждению, а не ради выгоды или ради преимуществ и прав, которые даются при исполнении одних обрядов, официальных, и которые отнимаются при исполнении других обрядов. Очень важное, затем, значение имеет в вопросе о свободе совести сосредоточение метрической записи в большинстве у духовных лиц. Благодаря этому от духовных лиц, ведущих записи, зависят многие гражданские права населения. Указанное обстоятельство приобретает огромное практическое значение особенно в нашей Российской Империи, где в результате такого порядка миллионы людей официально и юридически считались православными, а фактически исповедовали другие религии.

Со времени начала реформы или обновленного строя, во всех петициях и прошениях, обращенных к правительству, указывалось на массу религиозных стеснений для различных народностей и наций нашей обширной Империи; эти религиозные и национальные стеснения много раз отмечались и самими центральными учреждениями, и подвергались обсуждениям во много различных комиссиях и совещаниях.

Собственно и самое даже начало обновленного строя можно считать с издания Высочайшего Указа 12 декабря 1904 г. в п. 6, в котором говорится о немедленном расширении прав религиозных и об отмене всех административных стеснений, вызванных различными политическими соображениями. На основании означенного указа 12 декабря об укреплении начал веротерпимости — Комитет министров особым журналом 22 февраля — 1 марта 1905 г. в порядке выполнения п. 6 именного Высочайшего указа 1904 г. о вопросах, касающихся инославных и иноверных исповеданий, наметил план дальнейшей деятельности правительства в вероисповедном вопросе. План был выработан в соответствии с многочисленными ходатайствами, возбужденными перед правительством и поступавшими со всех концов России. В осуществление этого плана правительство и вошло во вторую Государственную Думу со многими законопроектами, касавшимися вопросов о свободе вероисповедания и свободе совести: 1) о религиозных обществах старообрядцев и отделившихся от православия сектантов и о правах сих лиц; 2) об упорядочении гражданско-правового положения старообрядцев и сектантов, браки коих не записаны в метрические книги;

3) об инославных и иноверных религиозных обществах;

4) о разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и богомолений и сооружения, устройства, возобновления и починки инославных молитвенных зданий; 5) об отношениях государства к отдельным исповеданиям; 6) об изменении законоположений, касающихся перехода из одного исповедания в другое; 7) о римско-католических монастырях; 8) о вызываемых провозглашением в Высочайшем Манифесте 17 октября 1905 г. свободы совести изменениях в области семейных прав; 9) об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, а в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц;

10) об издании правил относительно секты мариавитов;

11) об узаконении браков, заключенных по обрядам инославных и иноверных исповеданий лицами, числившимися до издания Высочайшего Указа 17 октября 1905 г., и происшедшего от сих браков потомства.

Вторая Государственная Дума передала все эти законопроекты в комиссию по осуществлению свободы совести, образованную постановлением Государственной Думы от 20 марта 1907 г из 33 лиц. В состав комиссии из мусульман, кроме меня, вошли представители мусульманской фракции: Максудов (представитель Казанской губ.) и Каратаев (представитель киргизского населения Уральской области). Комиссия имела в продолжении всей сессии 13 заседаний, с 4 апреля по 25 мая, в которых рассматривала законопроекты, представленные в Думу Министром Внутренних дел, о религиозных иноверных и инословных обществах. В составе комиссии были и представители социаль-демократической партии, между прочим г. Тигринян (из Кавказа), бывший учитель высшего духовного училища при Католикосе всех армян в Эчмиадзине, человек весьма образованный и осведомленный в религиозных вопросах. Некоторые члены комиссии поддерживали вопрос об отделении церкви от государства. Однако после долгого обсуждения отделение было большинством 23 голосов отклонено. Затем комиссия приступила к рассмотрению законопроекта, представленного Министром Внутренних дел, о снятии религиозных ограничений. При обсуждении проекта комиссия коснулась вопроса о правоограничениях евреев. Хотя представителем правительства было заявлено, что правоограничения евреев не религиозные, а национальные, а потому и вопрос о них не должен быть рассматриваем в комиссии об осуществлении свободы совести, тем не менее комиссия затруднилась найти грань между религиозными ограничениями и национальными, а потому постановила: включить в рассматриваемый законопроект и вопрос об отмене в отношении иноверцев всех ограничений, как религиозных, так и национальных.

Для этого комиссия выделила из своей среды особую подкомиссию в составе 16 лиц, которая под председательством Тесленко с 15 апреля 1907 г. имела 5 заседаний и отметила массу статей законов во многих томах нашего обширного Свода Законов, подлежащих отмене. Параллельно обсуждению этого вопроса в подкомиссии шло также его обсуждение и в мусульманской фракции, так как ограничениям в России подвергаются не одни евреи, но и мусульмане, что видно из многих статей нашего Свода Законов. С этой целью между членами мусульманской фракции были распределены все XVI томов для намечения всех статей, ограничивающих права мусульман во всем Своде Законов. Считаю здесь уместным указать на одну статью, которая тоже была намечена подлежащей к отмене, в Уставе Лесном т. VIII, ст. 214, где говорится: «В горной части Крыма татарам запрещается разводить коз». Такие ограничения встречаются в обширном Своде наших законов везде и всюду.

Обширная и плодотворная работа, как подкомиссии, так и самой комиссии, не была окончена, как не были окончены рассмотрением и законопроекты об иноверных и инославных религиозных обществах, так как вторая Дума была распущена. Вторая Государственная Дума не ограничилась тем, что обсуждала и рассматривала законопроекты, внесенные Министерством Внутренних дел, она сама от себя, по собственной инициативе, внесла законопроект «об отмене религиозных ограничений» за подписью 167 лиц от кадетов и прогрессистов. Первым подписал законопроект Тесленко. В этом проекте говорилось, что ограничениям религиозным подвергается не одна иудейская религия и что такие же ограничения, хотя в меньшей мере, в меньшем объеме, касаются и лиц польского происхождения, и лиц, исповедующих магометанскую религию. В этот же день 18 мая социал-демократическая фракция, за подписью 43 лиц, внесла тождественный законопроект, который, за роспуском Думы, также не был рассмотрен.

Этим я оканчиваю обзор деятельности второй Государственной Думы в области вероисповедных вопросов. По обсужденным в комиссии законопроектам об иноверных и инославных религиозных обществах скажу несколько слов при обзоре четвертой сессии третьей Думы, когда было окончено рассмотрение этого законопроекта.

В третьей Государственной Думе комиссия по вероисповедным вопросам образовалась по постановлению Думы от 22 ноября 1907 г., в начале также в составе 33 лиц. Но по ходатайству представителей польского коло было прибавлено еще два члена римско-католического вероисповедания. В состав комиссии представителем мусульманской фракции избран был я, как бывший член второй Государственной Думы и член этой комиссии, затем другой мусульманин — представитель Крыма — Муфти- заде, официально числящийся во фракции октябристов. Считаю не лишним привести данные о составе всей комиссии. Из числа 35 человек членов комиссии по своему вероисповеданию принадлежат к православной религии — 21, в том числе 11 священников, католиков — 3, лютеран — 3, мусульман — 2, евреев — 2, и старообрядцев

— 1, евангелического исповедания — 1, армяно- католического — 1. По политическим убеждениям члены комиссии разделялись так: октябристов — 13, националистов — 7, правых — 4, польского коло — 3, прогрессивной группы — 2, мусульманской фракции — 1. 5 декабря 1907 г. комиссия имела первое свое заседание в составе 25 членов, в коем приступила к избранию председателя, товарища председателя и секретаря. Из поданных 24 записок с указанием председателя — 14 записок были поданы за Еп. Евлогия, за Каменского — 8, за Маклакова — 2. Таким образом, председателем комиссии оказался избранным Еп. Евлогий. Затем избрали товарища председателя; из 25 участвующих 23 записки были поданы за бар. Розена, который и был избран. Секретарем комиссии был избран Ткачев. После этого распределили между членами комиссии законопроекты, внесенные Министром Внутренних дел во вторую Государственную Думу, для составления по ним докладов. Законопроект от отмене ограничений, заключающихся в действующем законодательстве, политических и гражданских прав, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, был представлен Нисселовичу; об отношении государства к отдельным вероисповеданиям, об инославных и иноверных религиозных обществах — Ткачеву; об римско- католических монастырях и об издании правил относительно секты мариавитов — гр. Бобринскому; о разрешении совершения инославных и иноверных богослужений и сооружения инославных и иноверных молитвенных зданий — от Комарецкому; об изменении законоположений, касающихся перехода из одного вероисповедания в другое — от. Спасскому; об узаконении браков, совершенных по обрядам инославных и иноверных исповеданий лицами, числящимися православными, до издания Высочайшего Указа 17 апреля 1905 г и происходящего от сих браков потомства — от. Знаменскому.

12 декабря мною, по поручению мусульманской фракции, был заявлен протест против избрания комиссией председателем Еп. Евлогия, каковой был прочитан и приложен к журналу № 2. В заявлении говорилось: «Мусульмане, имея высокое уважение к духовным лицам всей иерархии, считают неудобным направление и руководство вопросов иноверных, инославных исповеданий официальным представителям каких бы то не было исповеданий».

Членом комиссии Нисселовичем был возбужден вопрос о рассмотрении ограничений, по представленному Министром законопроекту, как религиозных, так и неразрывно с ними связанных национальных. Комиссия по этому поводу не пришла ни к какому окончательному решению и приступила к выслушанию доклада Ткачева — об отношении государства к отдельным исповеданиям. Выслушав словесный доклад, комиссия поручила Ткачеву сделать письменный доклад. В следующем заседании комиссия выслушала доклад Ткачева — об отношении государства к другим исповеданиям. Докладчик находил, что правительственным покровительством должна пользоваться только господствующая православная церковь, иноверным же и инославным церквям нужно предоставить лишь свободу внутренней организации по своему усмотрению. Эти соображения г. Ткачева большинством голосов комиссии были отклонены и комиссия приступила к рассмотрению законопроекта об отношении государства к другим исповеданиям, представленного Министром Внутренних дел. Довольно сложный и распространенный, законопроект этот подвергся в комиссии подобному рассмотрению и обсуждению. Сущность соображений, высказанных в комиссии, сводилась к отмене многих статей старых законоположений и представлению, кроме православной церкви, прав и преимуществ, в некоторых отношениях равных с господствующею православной церковью, и другим церквам. К числу этих прав относилось и предоставление свободы проповеди всем вероисповеданиям и инославным и иноверным. Положение это было в комиссии принято большинством

22 голосов. Комиссия руководствовалась при обсуждении этого законопроекта не Указом 12 декабря, а Манифестом 17 октября, — встала на точку зрения не свободы исповедания, а свободы совести. Взгляд комиссии более ясно выразился при обсуждении вопроса об отмене ст. 90 Уголовного Уложения, карающей за совращение православного в другую веру. Замечателен взгляд представителя правительства в лице Директора Департамента духовных дел и инославных исповеданий: отставая в комиссии данный законопроект — об отношении государства к другим исповеданиям, — он указывал на сохранение в представленном М. В. Д. законопроекте ст. 90, но не возражал и против отмены статьи вообще расширение законопроекта в этой области он представил совести народных представителей. Комиссия, руководствуясь своим постановлением о свободе пропаганды — проповеди, последствия которой и по министерскому законопроекту не наказуемы, пришла и сама к заключению, что последствия проповеди не должны быть наказуемы; что же касается, так называемых, «сокращений», то таковые наказуются при наличности какого-либо, принуждения и насилия по ст. 507 Уголовного Уложения. Кроме этих важных пунктов, комиссия постановила отменить многие статьи в различных томах Свода Законов и для выработки редакции этих статей выделила от себя подкомиссию, которая не окончила своих занятий в первую сессию и не могла представить свои заключения. При дальнейшем обсуждении этого законопроекта комиссия остановилась на сохранении статьи, карающей за ругательства и хулу над религиозными обрядами и над духовными лицами, но при этом допустила важные различия: за ругательства и хулу на православную религию — наказание должно быть очень строгое, за хулу и ругательство по отношению к другим христианским вероисповеданиям и нехристианским наказания должны быть менее суровые — в разных степенях.

Епископом Евлогием попутно был возбужден вопрос о неупотреблении термина «свобода совести». Епископ- председатель, находил, что такая терминология неудобна и непонятна. На это со стороны представителя правительства последовал ответ, что термин «свобода совести» — есть юридически вполне понятный и употребляемый в законодательстве.

В первую сессию Государственной Думы комиссия имела 19 заседаний, с 5 декабря по 18 июня. В конце сессии в составе комиссии произошло изменение: Епископ Евлогий отказался от председательствования и комиссия 31 мая, вместо отказавшегося от звания председателя Епископа Евлогия, большинством 17 голосов против 15 избрала председателем Петра Валериевича Каменского, а товарищем председателя Василия Андреевича Караулова (ныне покойного). Каменский — октябрист, представитель Екатеринославской губернии, человек с весьма свободным взглядом, знаток церковных дел и начал свободы совести; он много трудился и много принес пользы в комиссии для осуществления начал свободы совести. Караулов, представитель партии народной свободы, был одним из важных работников, как в нашей, так и в других комиссиях, какие были образованы при Государственной Думе третьего созыва по вопросам православной церкви и старообрядцев. В последней покойный Караулов был председателем.

Этим я и заканчиваю отчет о деятельности комиссии в первую сессию третьей Государственной Думы.

Во вторую сессию комиссия по вероисповедным вопросам рассматривала небольшие законопроекты, представленные в Думу М. В. Д. Первый такой законопроект — о предоставлении Московскому евангелическо-лютеранскому генерал-супер-интенданту ежегодно собрать консисториальный синод; законопроект принять комиссией и докладчиком избран Петр Валериевич Каменский. Законопроект был доложен Думе и общим собранием Государственной Думы принять.

В эту же сессию комиссией рассмотрен более существенный можно даже сказать, имеющий громадное значение законопроект, представленный М. В. Д. — о переходе из одного вероисповедания в другое. Министерский законопроект был представлен в Государственную Думу во исполнение Высочайшего Указа и от 17 апреля 1905 г. для осуществления свободы вероисповедания и отмены всех стеснений в области свободного исповедания. Законопроект предоставлял свободное возвращение в прежнее вероисповедание и свободное исповедание веры отцов и предков и снимал уголовные кары и наказания с оставляющих христианскую православную веру.

Комиссия при рассмотрении этого вопроса поставила вопрос гораздо шире, руководствуясь не указом 17 апреля, а Манифестом 17 октября, возвестившим начало и применение свободы совести. Во время прений в комиссии представителем Св. Синода обер-секретарем Исполатовым было указано, что Св. Синод обратился к председателю Совета Министров с изложением соображений и взглядов Св. Синода по вопросу о применении Указа 17 апреля в области свободы религии и свободы перехода из одного вероисповедания в другое. В этом обращении, по словам Исполатова, указывалось, что, по мнению Синода 1) при переходе из православной религии должно быть установлено 40- дневное увещевание со стороны православного духовенства, после которого увещевавшим духовным лицом выдавалось-бы свидетельство о том, что 40- дневное увещание было сделано, без какового свидетельства переход не разрешался бы законом; 2) нижним военным чинам и офицерам и классным чинам, служащим в армии не разрешалось бы законом переходить из православного вероисповедания в продолжении действительной службы. Комиссия после долгого обсуждения на первый пункт ответила совершенно отрицательно, находя это увещание совершенно невозможным в практическом отношении, так как духовные лица и пастыри всех исповеданий несомненно всегда будут затрудняться выдавать упомянутые свидетельства, видя в таких отпадениях ущерб для своей паствы. Некоторые члены комиссии выразили мнение, что люди, заявившие о переходе из православия, уже фактически не должны после этого считаться последователями православной церкви, и увещание со стороны духовных лиц для них не может уже иметь никакого значения, а только практически затруднит переход из одного вероисповедания в другое и затормозит ход дела, что равносильно уничтожению Манифеста 17 октября.

В результате комиссия постановила, что переход не обуславливается установлением увещевания, и приняла установление срока лишь для цели регистрации, именно: по истечении со дня подачи заявления 40-дневного срока, переход считается состоявшимся и регистрируется.

По пункту второму почтенным председателем комиссии Каменским был доставлен из архива Императорской Публичной Библиотеки Высочайший Манифест Петра Великого от 1702 г., в котором Петр Великий, основатель могущественной русской армии, разрешил свободное исповедание веры всем, находящимся на военной службе Российским гражданам. Эти великие начала, положенные великим преобразователем России, должны быть укреплены и расширены, тем более после Указа 17-го апреля 1905г.; стеснение же православных военных нижних чинов до 25

— 30 лет, а офицеров почти на всю жизнь, было бы равносильно принудительному исполнению духовных обрядов под страхом ответственности и взыскания за неисполнение их, что роняло бы достоинство православной церкви. Посему комиссия и постановила: военным никаких ограничений при переходе из одного вероисповедания в другое не чинить.

Но главным пунктом, на котором остановилась комиссия при обсуждении вопроса о переходе из одной религии в другую, было признание перехода из христианской веры в нехристианскую, что министерским законопроектом не разрешалось. В нем разрешалось лишь возвращение к прежней религии и к религии предков. В разъяснение этого вопроса представитель министерства заявил, что государство православное не может разрешить официальный переход из православия нехристианское, оно может только установить молчаливое допущение со стороны государства перехода из православия в нехристианство, а потому — оставляющий православную веру должен подвергнуться всем невыгодам, вытекающим от оставления без регистрации. Но по мнению большинства комиссии, как Указ 17 апреля, так и Манифест 17-го октября, даст гражданам свободу совести, из которой вытекают права каждого гражданина свободно без всякого стеснения официально заявить о своем внутреннем убеждении, не подвергаясь никаким ограничениям. Второе соображение того же большинства комиссии — что фактически перешедшие в нехристианские религии, при неразрешении им официального разрыва с прежней церковью, вынуждены принудительно исполнять для приобретения гражданских прав обряды оставленной ими церкви, а это роняет достоинство церкви и кощунство заставляет неверующего человека исполнять религиозные обряды. Третье соображение: по постановлению апостольского Вселенского Собора, православная церковь не считает своими членами тех лиц, которые перешли в нехристианство. А потому большинством голосов комиссия постановила: разрешить переход из православия в иные христианские исповедания и в нехристианство.

Затем, комиссия остановилась при обсуждении этого же законопроекта на признании вне вероисповедного состояния.

После долгого обмена мнений, большинством голосов комиссия признала, что вневероисповедное состояние требует гражданской метрикации, каковой в наличности нет, и потому постановила: признать вневероисповедное состояние преждевременным. Некоторые члены комиссии находили, что регистрация — дело гражданское и государство должно о ней позаботиться, тем более, что в настоящее время на практике некоторые сектанты имеют гражданскую регистрацию, стало быть, с точки зрения вероисповедной (или церковной), неимение гражданской метрикации не должны препятствовать вневероисповедному состоянию. Точный же смысл свободы совести требует признания вне вероисповедного состояния; в Западной Европе состояние это признано некоторыми государствами, и они не терпят от этого никакого ущерба в государственном отношении. Мнение это в комиссии осталось, однако, в меньшинстве.

На вышеприведенных соображениях комиссия основала рассмотрение всего законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, составила доклад с заключением финансовой комиссии, приняла статью, по которой все бумаги, ходатайства о переходе из одной религии в другую должны быть освобождены от оплаты гербовым сбором. Докладчиком избран был председатель комиссии Петр Валериевич Каменский. Составленный комиссией доклад поручено проредактировать самому докладчику. В заседаниях 12 и

14 февраля под председательством светлой памяти покойного товарища председателя Василия Андреевича Караулова доклады были выслушаны и приняты в комиссии. Государственной Думе они были доложены 10 апреля. В конце мая эти доклады приняты были Государственной Думой и переданы в Государственный Совет.

24 февраля комиссия постановила на ближайших заседаниях приступить к рассмотрению законопроекта об смешанных браках. В конце сессии был выслушан доклад В. Н. Львова по этому законопроекту, но к рассмотрению законопроекта комиссия не приступила.

В продолжении второй сессии комиссия с 25 октября 1908 г. по 28 мая 1909 г. имела 16 заседаний.

Все заинтересованные в делах свободы веры должны быть всегда признательны главным руководителям этой комиссии — Петру Валериевичу Каменскому и главному и энергичному поборнику свободы совести, ныне покойному, Василию Андреевичу Караулову, стараниями которого в комиссии, а также в Государственной Думе было хоть частично осуществлено одно из начал Манифеста 17 октября.

Третью сессию комиссия по вероисповедным вопросам рассмотрела и приняла законопроект. М. В. Д. о порядке возведения римско-католических духовных лиц в звания прелатов и каноников и о совмещении духовных должностей. Докладчиком из бар. Розень. Законопроект должен в общем собрании Государственной Думы, принять ею и передан в Государственный Совет.

Рассмотрен и принять также законопроект о предоставлении проповедникам Рижского пробстского округа созывать в пределах этого округа синоды. Докладчиком избран В. А. Караулов. Законопроект доложен в общем собрании Государственной Думы, принят ею и передан в Государственный Совет.

Затем комиссия приступила к рассмотрению министерского законопроекта об инославных и иноверных религиозных обществах и общинах. Законопроект рассмотрением и обсуждением не кончен.

В третью сессию правительством взяты обратно почти законченные в вероисповедной комиссии рассмотрением законопроекты об отношении государства к отдельным исповеданиям, при рассмотрении каковых комиссией было расширено начало свободы совести на основании Манифеста 17 октября предоставлением свободы пропаганды всем вероисповеданиям. Второй из этих взятых обратно законопроектов, к рассмотрению которого только что было приступлено, трактовал вопрос о смешанных браках.

Комиссия в продолжении третьей сессии имела с 20 октября 1909 г. по 26 марта 1910 г. десять заседаний.

В IV cессию в комиссии рассматривался законопроект, представленный Господином Военным Министром, о духовных лицах у калмыков Донской области. Законопроект 21 марта принят комиссией. Докладчиком избран представитель оной области Г. Харламов. Доложенный Государственной Думе, принятый и Государственным Советом, законопроект Высочайше утвержден и получил силу закона.

Второй законопроект, рассмотренный в эту сессию комиссией был закон о мариавитах. Докладчиком был избран председатель комиссии Каменский. Законопроект принят Государственной думой и Государственным Советом и Высочайше утвержден. В настоящее время он имеет силу закона.

В IV сессии комиссия с 26 октября по 10 мая имела 12 заседаний. Средним числом в заседание прибывало около 30 человек, из 35 всего состава.

В V сессию комиссия рассматривала законопроект, представленный Господином Министром Внутренних дел, от 28 января 1912 года за № 1059 об изменении личного состава реформаторских заседаний генеральной и местных евангелическо-лютеранских консисторий. Докладчиком был избран бар. Розен. Законопроект принят Государственной Думой.

Следующим законопроектом был представленный Господином Министром Внутренних дел от 29 октября 1911 года за № 710, проект о свободном избрании духовных лиц мусульманского вероисповедания Таврической губернии, касающийся изменения 1368 ст. XI т. I ч. Уст. Иностр. Исповедан., по которой в названной губернии избрание духовных лиц — имамов и пр. было привилегией исключительно духовного сословия. Изменившиеся обстоятельства заставили мусульман Крымского полуострова многократно обращаться к правительству — о предоставлении им права свободного избрания духовных лиц всеми сословиями, что и было уважено в прошлом году. Министерство Внутренних дел представило законопроект об изменении сказанной статьи XI т., каковой комиссией последний 29 ноября принят единогласно. Докладчиком был избран представитель Таврической губернии Муфтий-Заде. Законопроект, доложенный Государственной Думе, принят ею и Государственным Советом, Высочайше утвержден и имеет силу закона.

Рассмотрены далее два доклада: 1) об упорядочении гражданско-правового положения сектантов, браки которых не записаны в метрические книги, и 2) об узаконении браков, заключенных по обрядам инославных и иноверных исповеданий лицами, числившимися православными до издания Высочайшего Указа 17 апреля 1905 года; и происшедшего от сих браков потомства. Оба законопроекта, принятые комиссией, Государственной Думе не доложены.

Окончательно рассмотрен законопроект о религиозных обществах и общинах. Законопроект представлен Господином Министром Внутренних дел, как дополнительный к закону 4 марта 1905 года; составленный в окончательной форме доклад по выслушании комиссией принят, но Государственной Думе доложен не был.

В заключение считаю долгом указать, что из представленных Господином Министром Внутренних дел законопроектов остался не рассмотренным комиссией один очень важный и весьма обширный, имеющий громадное значение для многомиллионного населения нашей Империи, а именно: представленный М. В. Д. от 28 февраля 1907 года № 1479 об отмене содержащихся в действующем законодательстве ограничений политических и гражданских, находящихся в зависимости от принадлежности к инославным и иноверным исповеданиям, в том числе и к старообрядчеству и к отделившимся от православия сектам, а равно законоположений, допускающих вмешательство гражданской власти в духовные отношения частных лиц.

Другой законопроект — о разрешении совершения инославных и иноверных богослужений, устройства, возобновления и починки инославных и иноверных молитвенных зданий.

Принятый Государственной Думой один из наиболее важных законопроектов о переходе из одного вероисповедания в другое, не был принят Государственным Советом. И соглашения 6 членов Государственной Думы и 6 членов Государственного Совета не состоялось, и доклад согласительной комиссии не был доложен Государственной Думе. Поэтому указанный законопроект не получил еще законной силы. В таком же положении остался законопроект о старообрядчестве, принятый Государственной Думой, но также не принятый Государственным Советом.

При рассмотрении закона о переходе из одной веры в другую, Государственная Дума руководствовалась Высочайшим Манифестом 17 октября 1905 года тем и осуществила одно из начал свободы, обещанных сказанным Манифестом.

На этом имею честь окончить свой скромный доклад о комиссии по вероисповедным вопросам Государственной Думы.

Член II и III Государственной Думы от Уфимской губернии Мухамед-Шакир Мухамет-Харисович Тукаев.

Дер. Стерлибаш 1912 г. августа 30-го дня

  1. Башкиры – депутаты Государственной Думы России I–IV созывов. 1906–1917 гг. / Сост. Р.Н. Сулейманова. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2009. 40 с.
  2. Бойович М.М. Члены Государственной Думы. (Портреты и биографии). Третий созыв. М., 1907. 526 с.
  3. Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. Второй созыв. 1907. Заседание 1-53 (20 февраля – 2 июня 1907 г.). СПб.: Государственная типография, 1907. 322 с.
  4. Государственная Дума. Обзор деятельности комиссий и отделов. Третий созыв. Сессия IV. 1910–1911. СПб.: Государственная типография. 1911. 480 с.
  5. Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. (Части I–IV). Третий созыв. Сессия V. 1911–1912 гг. Заседания 1–153 (15 октября 1911 г. – 9 июня 1912 г.). СПб.: Государственная типография. 1912. 686 с.
  6. Государственная Дума. указатель к стенографическим отчетам. (Части I–III). Третий созыв. Сессия I. 1907–1908 гг. Заседания 1–98 (1 ноября 1907 г. – 28 июня 1908 г.). СПб.: Государственная типография. 1908. 672 с.
  7. Государственная Думы. 3-й созыв: портреты, биографии, автографы. СПб.; издание Н.Н. Ольшанского. 1910. 86 с.
  8. Исянгулов Ш.Н. «Ведомости о башкирских школах» как исторический источник по открытию мусульманских учебных заведений // Археография Южного Урала: изучение документальных источников по истории развития языков народов Южного Урала: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, г. Уфа, 3 октября 2006 г. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН, 2006. С. 44–48.
  9. Исянгулов Ш.Н. Малоизученные аспекты истории дореволюционного Башкортостана. Сборник статей. Уфа: «Аэрокосмос и ноосфера», 2008. 134 с.
  10. Исянгулов Ш.Н. Из истории мечетей и медресе Башкортостана / Отв. редактор Р.Н. Сулейманова. Уфа, 2011. 152 с.
  11. Исянгулов Ш.Н. Уникальный источник по истории Башкортостана конца XIX в. // История башкирских родов. Том 30. Ч. I / С.И. Хамидуллин, Б.А. Азнабаев, И.Р. Саитбатталов, И.З. Султанмуратов, Р.Р. Шайхеев, Р.Р. Асылгужин, В.Г. Волков, А.А. Каримов, А.М. Зайнуллин. Уфа: НОЦ «История башкирского народа» ИИГУ БашГУ, Китап, 2018. С. 826–839.
  12. Мусульманские депутаты Государственной Думы России. 1906–1917 гг. Сборник документов и материалов / Сост. Л.А. Ямаева. Уфа: Китап, 1998. 384 с.
  13. Отчёт члена комиссии по вероисповедным вопросам Государственной Думы II и III созыва Мухамет-Шакира Харисова Тукаева, депутата от Уфимской губернии. Уфа: Печать, 1912. 16 с.
  14. Туҡаев М.М. Тарих-и Стәрлебаш. Ҡазан: типография Б.Л. Домбровского. 1899. 19 б.
  15. Усал М.-Ф. Беренче, Икенче вә Өчөнчө думада мосолман депутатлары һәм аларның ҡылған эшләре. Ҡазан: лито- типография И.Н. Харитонова. 1909. 240 б.
СОСТАВИТЕЛЬ: АХАТ САЛИХОВ
кандидат исторических наук
Поделиться