НовостиТрезвое селоИсторияАтайсалЦифровой башкирБайгеГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Башкирская шаль - бренд республики

13 июля 2021, 14:23

Башкирская шаль — драгоценный дар. Он мог появиться только здесь, в Башкирии, но слава разошлась далеко за её пределами. Пушистый теплый платок из тончайшего козьего пуха заслужил право называться брендом республики.

В письменных источниках о башкирской шали упоминается с XVIII века. В те века шаль еще не была деталью исключительно женского костюма — исследователи края писали о широких вязаных пуховых платках, обыкновенно надеваемых с зимней одеждой.

Тканая или вязаная середина полотна по краям дополнялась узорчатым орнаментом. Эти особенности башкирская шаль сохранила и по сей день.

Историки замечают, что вязание из шерсти и пуха в наших краях имеет чуть ли не тысячелетние традиции. В сарматских курганах V — IV вв. до нашей эры вместе с Золотыми оленями Евразии археологи обнаружили остатки ткани грубого переплетения, как полагают ученые, шерстяной. Кроме того, в женских погребениях были найдены глиняные пряслица − особые грузики, оттягивающие нить при прядении.

Во многих курганах эпохи бронзы обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена. В башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, которые позволяют веретенам вращаться быстрее.

— Многие российские ученые этнографы писали о том, что башкирские женщины испокон веков владели искусством изготовления шали. Природа Южного Урала сама способствует появлению этого пуха и изделий из нее. Наша шаль дала основу оренбургскому пуховому платку и, безусловно, башкирская шаль — это бренд. Я бы памятник поставила башкирской козе и женщинам, которые вяжут эти мягкие пуховые шали! В этом я однозначно убеждена и никогда не устану повторять эти слова, - Сарвар СУРИНА, журналист, писатель, драматург

Заметивший особенности местной шали еще в XVIII веке известный исследователь края Петр Рычков первым попробовал технологизировать традиционный промысел башкир и сделать пуховый платок брендом. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», где рассказывал об опыте работы с козьим пухом и перспективах развития промысла.

О широком распространении пуховых изделий у башкир свидетельствует российский археолог, антрополог Сергей Руденко, который в экспедициях по Южному Уралу в конце XIX — начале XX века собрал богатые сведения о быте башкир. В результатах экспедиций он отмечал, что башкиры широко занимались этим доходным промыслом.

Казаки, прибывшие в эти края 250 лет назад, взяли на вооружение технологии работы с пухом. На основе грубой, «глухой» вязки казачки создали пуховые кружева — так на стыке башкирской и русской культуры сформировались орнаментальные мотивы современного оренбургского ажурного платка.

В с.Исянгулово Зианчуринского района Республики Башкортостан пересказывают историю о приезде в казачью деревню Редут императрицы Екатерины II. Задержалась императрица там совсем недолго, ехала дальше. Но к моменту посещения местные жители приготовили ей драгоценный подарок – тончайший ажурный пуховый платок.

Пуховый платок, созданный трудолюбивыми руками мастериц, связанный долгими вечерами при свете лучины, стал неотъемлемой частью одежды.

Но одежда не только отражение жизни, быта народа, его взаимоотношение с природой, но и отношение его души, его многовековой культуры. Вязание башкирской шали, подобно другим ремеслам — ткачеству, вышивке — имеет богатые традиции. Шаль — не только деталь одежды. Она — неподражаемое, ни на что не похожее произведение искусства.

Уникальный козий пух — особенность Южного УралаОсобые качества башкирской пуховой шали — тепло и легкость — придает пух, вычесываемый из коз местных пород. До сих пор в селениях юга Башкирии невестка часто вместе с приданым приводит в дом и козу из родительского дома — настолько ценится мастерство вязания шали.

Пух коз Южного Урала уникален — мягкий, толщиной от 1,5 до 2—3 миллиметров, длиной в 4—6 миллиметров. Такими качествами не обладают никакие иные образцы. Высокое качество пуха башкирской шали обусловлено как местной породой коз, так и природой края: роль играет и климат, и башкирское степное разнотравье.

О ключевой роли природных факторов стало известно в конце XIX века, когда партия местных коз была перевезена во Францию. К разочарованию новых хозяев, уже через год-два вычесываемый пух не обладал прежней пушистостью и тонкостью. Подтвердилось это наблюдение и в советские годы, когда коз перевозили в другие регионы страны.

С начала зимы коз готовят к вычесыванию пуха: кормят сеном, зерном, поят чистой водой. Хозяин обязательно следит за тем, чтобы козы не застудились, но и в излишнем тепле не пребывали. Обязательно днем козы должны побывать на солнышке — в загоне. Эти правила содержания пуховой козы соблюдают тщательнейшим образом, иначе не быть хорошему пуху.

Пух вычесывают в середине февраля, когда морозы крепчают, но зима уже начинает склоняться к весне — в эту пору пух бывает самым пушистым и густым. А перед тем, как вычесывать, козу день-другой держат в тепле, чтобы пух отходил легко и не сваливался.

Сначала коз вычесывают редкой гребенкой, а после — частой. Хозяйки берегут своих любимиц и вычесывают пух медленно и плавно, чтобы не повредить козью кожу. С каждой козы получают до трехсот грамм теплейшего сырья.

Полученный пух вычищают от грязи, пыли, отделяют пух от попавшей шерсти. Затем пух сортируют по цвету, длине и толщине. Каждый этап работы с пухом требует терпения и усидчивости — нужно вручную перебрать весь материал.

После сортировки пух моют и обезжиривают. Последний этап работы с пухом — еще одно вычесывание — "шапалау", после которого пух становится мягким, шелковистым и уже готов стать пряжей.

Сначала высчитывают основу шали, затем вяжут квадратную середину шали — основную "телогрейку". Обыкновенно вяжут спицами, но в республике возродилось и искусство изготовления шалей на деревянных ткацких станках.

Отдельно для каждой из четырех сторон вяжут края шали. В арсенале каждой мастерицы имеются три-четыре разных орнамента. Некоторые умелицы еще и в середине полотна вывязывают узоры. Лишь немногие вязальщицы владеют искусством цельного вязания традиционной башкирской шали.

В завершение вывязываются углы шалей, которые скрепляют всю композицию воедино.

Готовую шаль вымачивают в прохладной воде и сушат, растянув на всю ее ширину, в хорошо проветриваемом помещении. Особое внимание уделяется тому, чтобы шаль сохранила квадратную форму.

Традиции многосложного процесса работы с сырьем и готовой шалью позволяют сохранить особенности козьего пуха, по определению самих мастериц, "как у самой козы".

Свойство козьего пуха реагировать на холод используют и для того, чтобы распушить только что связанную шаль. Её в морозный день кладут и втаптывают в только что выпавший свежий снег, а после, стряхнув снежок, вывешивают сушиться. Это называется "өбөрҫөгә шәл тапау". Такая процедура позволяет добиться особой пушистости благодаря народным "криотехнологиям".

В составе калым была шаль.

В советские годы на юге республики действовали артели вязания шали. В селе Исянгулово работал и цех народного творчества "Азатлыҡ". Из пуха, собираемого в Башкирии, изготавливали середину шали, а края вывязывали, раздавая хозяйкам на дом. Так башкирские искусницы внесли свой вклад в славу знаменитых оренбургских пуховых платков.

Традиции древнего искусства поддерживаются сегодня на региональном уровне. Инициаторами создания клубов вязания башкирской шали стали активисты Республиканского центра народного творчества и галереи "Урал".

Сейчас в республике действует три центра вязания башкирской шали:
"Вәзәм шәлдәре" — "Вазямские шали" (д. Малоарслангулово Хайбуллинского района),
"Стәрлебаш биҙәктәре" — "Стерлибашевские узоры" (село Стерлибашево Стерлибашевского района)
Клуб "Ҡәнифә юлы" — "Дорога Канифы" (село Юлдыбаево Зилаирского района).

Виды башкирской шали

Большая или "лесная"
Размером полтора на полтора метра, эту шаль плотной вязки называют также "деревенской" или "лесной" шалью. Ею можно обернуть все тело, и зачастую такую шаль надевают под зимнюю верхнюю одежду в трескучие морозы.

"Үәл" тонкой вязки
Шаль тонкой вязки называется "үәл", и хотя по размерам она не уступает "лесной" шали, но выглядит более изящно, вязаные широкие края щедро украшены орнаментом. Это наиболее популярный вид башкирской шали — она больше всех востребована на рынке и именно ее, накинутую на плечи, мы видим во время исполнения народных танцев с шалью.

Косынка
Небольшая по размерам, она используется хозяюшками как повседневный головной убор в зимние месяцы. В нее же укутывают новорожденных детей и оборачивают тело ребенка после бани.

Домотканая шаль
Есть отдельное название для шали, изготовленной на деревенском ткацком станке: в Абзелиловском районе ее называют "йыяр шәл" — "сборная шаль". Середина шали выткана на ткацком станке и поэтому обладает особой плотностью.

Про шаль написаны и песни. Известная танцевальная песня-частушка "Шәл бәйләнем" была записана собирателем фольклора Султаном Габяши в начале прошлого века и опубликована в сборнике "Башҡорт халҡ йырҙары" ("Башкирские народные песни") в 1935 году.

Среди исполнителей этой песни Т.Х. Узянбаева, Хоровая капелла Республики Башкортостан, Магфира Галеева, Алсу Сафина.

Обработки осуществлены Загиром Исмагиловым для голоса и фортепиано, Хусаином Ахметовым, Андреем Кушниренко, Рафиком Сальмановым и Андреем Тихомировым — для хора a cappella.

Г.Юсупова
Из: "Библиотека нематериального культурного наследия РБ"
Поделиться