Ҡоролтай тауышыНовостиТрезвое селоИсторияГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь Радий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьБирский районЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районКараидельский районПодкастыБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарАльшеевский районУрал-батырБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауТанцыАударышМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медКурайКумысБашкирская лошадьСМИДуванский районСпортАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Расселение и родоплеменная структура башкир Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области до начала XX века

10 июля 2021, 11:38

Исследуемые нами башкиры Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области и Сафакулевского и Альменевского районов Курганской области, а также башкиры Абзелиловского, Баймакского, Учалинского и Хайбуллинского районов Республики Башкортостан этнографы включают в Восточную, или Зауральскую этнографическую группу1 . Зауральские башкиры были впервые исследованы выдающимся ученымэтнологом С.И. Руденко еще в 1905-1907гг. 2 Им были проведено соматологическое изучение башкир-представителей табынских, катайских и айлинских родоплеменных объединений, которых он включил в обширную восточную область.

Молодые башкирки. Дер.Яраткулово, Аргаяшский район, Челябинская обл. Середина 20 века.

В 1963-1965 и 1967 гг. зауральские башкиры наряду с другими группами башкир были изучены по современной соматологической программе известным антропологом Института антропологии МГУ М.И.Акимовой3 . Среди башкир она выделила 4 антропологических типа: субуральский, светлый европеоидный, понтийский и южно-сибирский.

Среди зауральских башкир наиболее распространен южносибирский тип. Они выделяются наиболее интенсивной пигментацией, большой шириной лица, короткоголовостью, некоторой уплощенностью лицевого скелета. Эти признаки характеризуют южносибирский антропологический тип хорошо представленные не только среди башкир Зауралья, юго-восточных башкир, но так же среди казахов, части каракалпаков, киргизов и др. народов Алтая.

Однако южносибирский тип башкир выделяется большой долей местной европеоидной основы и меньшим влиянием монголоидного компонента, близкого к центральноазиатскому типу. Это может указывать на большую роль древнего европеоидного населения южного происхождения в мире савроматов, сарматов, сако-массагетов в формировании антропологического состава зауральских и южных башкир в целом. Этот древний компонент эпохи раннего железа выделяется среди башкир М.С. Акимовой в виде понтийского, или темно-пигментированного типа южного происхождения.

Кроме южносибирского, понтийского, среди зауральских башкир выделяется так же местный субуральский и пришлый закаспийский тип, связанный с огузопеченежским миром. В работе мы будем придерживаться версии, согласно которой истоки происхождения зауральских башкир ведут к тюркоязычным и в меньшей степени к монголоязычным племенам Алтая и Южной Сибири второй половины I тысячелетия н. э.

Однако до прихода в Восточную Европу племена, участвовавшие в этногенезе башкир, претерпели сложные процессы, которые наложили отпечаток на их этнический облик. В материальной и духовной культуре зауральских башкир, по словам виднейших этнографов, изучающих башкирский народ, имеется большой пласт элементов, который по происхождению восходит к алтайской и южносибирской этническим областям. Имеется немало черт, который сближает башкир, с одной стороны, с тюркоязычными народами Средней Азии и Казахстана, с другой – со средневековыми племенами и современными народами Поволжья4.

С переселением в Зауралье башкирские родоплеменные группы вступили в новую полосу своей этнической истории, связанную с установлением и развитием этнических контактов не только между собой, но и сибирскими татарами, ногайцами, калмыками, казахами, что нашло то или иное отражение в их языке и культуре. Одной из главных общих черт, - пишет Р.Г. Кузеев, - внутренней организации кочевых и полукочевых народов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы в XVI–XIX вв. является многоступенчатость их родоплеменной структуры5 . Число звеньев в родоплеменной структуре народов, населяющих данный регион, колеблется от трех до пяти. В XVII–XIX вв. реальное значение имели лишь те звенья родоплеменной структуры, которые сохраняли определенные функции в общественной жизни5 . У зауральских башкир такое значение в большей степени сохраняли три звена (применительно к XVII–XIX вв.), которые в соответствии с принятой терминологией исследователи называют племенем, родом и родовым подразделением4 .

Башкирские тамги.

Род (ырыу, аймаҡ) объединял несколько десятков или даже сотен трудоспособных мужчин. Одним из основных признаков родовой организации зауральских башкир являлось совместное владение родовой вотчиной. Род имел общее название; вплоть до начала – середины XX в. члены рода хранили предание об общности происхождения. Такими родами на территории Аргаяшского и Кунашакского районов являлись Сынгрян, Сызгы, Табын, Барын, Кара-Табын, Бала-Катай, Улу-Катай, Терсяк, Бекатин и некоторые другие. Родовые подразделения (аймаҡ) объединяли группу родственников (30- 40 родственных семей), которые до недавнего времени (примерно до середины XX в.) сохраняли принцип экзогамии в брачных отношениях. Члены родового подразделения имели общее название, единую тамгу, были связаны обязанностями взаимопомощи и т. д. 6.

Украшенные монетами женские украшения, характерные для башкир Челябинской, Курганской областей и Учалинского района РБ.

Несколько родов объединялись в племенные организации. Племенами на рассматриваемой территории можно назвать такие объединения, как Табын (Табын), Катай (Ҡатай), Салъют (Һальют). Но надо сказать, что этнонимы Ай, Айле (Əй, Əйҙе) не обозначают племенную организацию. «Айлинцами» в архивных и литературных источниках XVII–XVIII вв. называют башкир нескольких этнически друг с другом не связанных родов, но занимающих смежные территории7 .

Для того, чтобы понять и выявить те или иные различия, как в материальной, так и в духовной культуре башкир, которые проживают на территории Аргаяшского и Кунашакского районов, стоит более подробно дать характеристику каждому роду, в связи с его истории. Еще к середине XX в. исследователи-этнографы четко фиксировали территориальное расположение того или иного рода, процент «знающих» информаторов, которые еще помнили свои родословные, был высок; в наше же время такое четкое разграничение провести очень трудно.

В настоящий момент те информаторы, которых мы опрашивали, плохо знают свою родовую принадлежность, чаще не знают, либо просто говорят: «Я – Башкир (Мин башkортмын)». Молодежь, в большинстве своем, либо что-то слышала, либо вообще не знает про тот или иной род. Единственным «оплотом знаний» в своей родословной выступает сельская интеллигенция, но и она, зачастую, ссылается на опубликованные научные труды. Поэтому, в описании родоплеменной структуры, интересующих нас башкир мы будем опираться, в основном, на материалы, собранные в период этнографической экспедиции в 1959 г. отделением истории Башкирского филиала АН СССР, под руководством Р.Г. Кузеева.

Ясно, что эти материалы характеризуют племенной и родовой состав башкир в основном в конце XVIII– XIX вв. Для более широкого исторического обзора родоплеменного состава башкир Аргаяшского и Кунашакского районов нами были привлечены доступные мне архивные и литературные источники и материалы. Также были использованы наши полевые записи в период 2008-2009 гг. Если проследить по источникам, можно сказать, что к началу XVIII в. зауральские башкирские роды группировались в основном вокруг трех сильных родоплеменных объединений: Катай, Табын и Айле8 . А теперь рассмотрим интересующую нас территорию.

Центральная часть наспинника. Конец XIX века. Бытовала в деревне Кужаево Аргаяшского кантона. Из фондов Национального музея РБ.

Ядром объединения Катай на исследуемой территории были 2 рода: УлуКатай (Оло-Ҡатай) и Бала-Катай (Бала-Ҡатай). К началу XX в. деревни этих родов располагались в пределах Екатеринбургского и Шадринского уездов Пермской губернии. В наше время потомки улу-катайских башкир живут в деревнях Мансурова (Мансур), Юлдашево (Юлдаш, Зəбир), Кулужбаево (Ҡолошбай), Б. Тюляково (Түлəк), С. Соболево (Субыл), Сарыкульмяк (Күлмəк), Каинкуль; бала-катайские башкиры в деревнях Сары, Метелино (Мəтел), Б. Таскино Аргаяшского и Кунашакского районов9 .

Каждое объединение имело собственную тамгу. Улу и бала-катайские тамги довольно разнообразны: чаще встречались тамги в форме подковы (даға) и молота-полумесяца ай-балға. Информатор родом из д. Метлино Ф.А. Шакиров 1923 г.р., нарисовал нам тамгу, который напоминает рога барана. Родовых подразделений среди катайцев Аргаяшского и Кунашаксого районов к середине XIX в. удалось зафиксировать немного. В составе рода УлуКатай Р.Г. Кузеевым зафиксированы аймаки: Калмак (Ҡалмаҡ), Кулембет (Көлөмбəт), Аю (Айыу); аймаки в составе рода Бала-Катай: Сытый (Сытый), Игелек (Игелек), Экрен (Əкрен), Барын (Барын) и др. 10.

Между улу-катайцами и бала-катайцамн до недавнего времени не было резких разграничений. Это подтверждает и общность тамг, и родовые названия: Улу и Бала. Влоть до середины XIX в. брак между улу- и бала-катайцами считался нежелательным11 . Можно сказать, о том, что когда-то улу- и балакатайцы составляли одну родовую организацию. Катайцы знали путь в Зауралье давно, за несколько столетий до присоединения к России, однако первоначально зауральские степи были лишь удобным местом для летних кочевок.

Кибитка монгольского типа. Башкиры-Катайцы. Фото С. И. Руденко.

Поздней осенью катайские кочевья возвращались в горы, за Уфалейский хребет, в район современного Белокатайского района Республики Башкортостан. Постепенно часть катайцев оставалась на восточных склонах Уральского хребта12 . Примерно в 80-е гг. XVI в., в период походов Ермака, когда активизировалась русская колонизация обширного Пермского края, переселения башкирских родов с севера на юг и восток стали массовыми. Кочевники-башкиры, напуганные различными слухами, стремились уйти подальше в горы или затеряться в просторах бескрайних зауральских степей. Более многочисленная группа, по издавна знакомым путям кочевников, через горы Уфалейского хребта, направилась в Зауралье, в места бывших своих летних кочевок14.

В Зауралье улу- и бала-катайцы нашли уже не пустующие земли. За несколько десятилетий до них сюда прикочевали и заняли обширные земельные просторы могущественные в то время салъюты15 . Но вплоть до XVIII в. земельное положение катайцев на аргаяшской и кунашакской земле оставалось сложным. Значительная часть находилась в положении припущенников. Это обстоятельство и обусловило постепенный отлив безземельных катайских башкир далее на восток, в притобольские и приуйские степи: на территорию современной Курганской области 16.

Салъюты (Һальют, Сальягут, Һалйыуыт) занимали крайнюю северовосточную часть башкирской территории в Зауралье, по среднему и нижнему течению р. Караболки, по р. Синаре и многочисленным озерам. Примерно эту же территорию они занимали в XVIII в.

«Челжетуцкая волость, – говорится в росписи башкирских волостей, – за Уралом, по озерам и по речкам близ Ухтузских заводов» 17

К началу XX в. территория Салзаутской волости находилась в пределах Шадринского уезда Пермской губернии. В наше время потомки салъютов живут в Кунашакском районе. К старинным салъютским деревням относятся: Бурино (Буре), Большое и Малое Кызылово (Оло Ҡыҙыл, Кескəй Ҡыҙыл), Баязит (Баязит), Кунакбаево (Ҡунаҡбай), Султанаево (Султанов, Аhкайды), Иксаново (Ихсан) и другие18 .

Тамги салъютов оригинальны и среди других башкирских родоплеменных групп не встречаются. Наиболее характерны hалдау -острога, или уk-тамга (лук со стрелами). Как считают ученые, племя Салъют этнически восходит к монгольскому племени Салджиут19 . Рашид-ад-Дин прямо указывает, что салджиуты «были родичами» монголов20.

Племя Салъют в составе кара-катайского и найманского племенных объединений подверглось тюркизации еще в период пребывания на Алтае и в Южной Сибири. Из этого видно, что салджиуты – предки сальютов, имели давние связи с племенами Ктай и Найман21 . Смежное расселение зауральских катайцев и башкир-сальютов является сохранившимся пережитком этих давних связей. Неслучайно среди кунашакских башкир вплоть до недавнего времени широко были распространены исторические предания о том, что сальюты и катайцы являются братьями22 .

В настоящий момент опрошенные нами информаторы из указанных деревень, в большинстве своем не знают, даже о существовании такого племени. С катайцами и особенно с салъютами исторически (и, видимо, этнически) связаны три небольших рода: Сынгрян (Һеңрэн), Терсяк (Терhəк) и Бекатин (Бəкəтен)23 . Самостоятельное существование этих родов было забыто даже стариками уже к началу XX в., и все сынгрянские и бекатинские деревни (как, впрочем, и терсякские) относились ими к салъютским. В настоящий момент потомки указанных родов проживают: сынгряне – в д. Чекурова, терсяки – с. Халитова (Хəлит), Аширова (Ғəшир), Алифкулова, Махмутова (Кунашакский район); бекатинцы – в д. Алабуга (Сосновский район).

Объединение Табын включает собственно табынские роды Табын, КараТабын, Кёкюргек и Барын, а также род Сырзы. До начала XIX в. табынские волости находились в пределах Екатеринбургского уезда Пермской губернии и Челябинского уезда Оренбургской губернии. Потомки указанных родов на сегодняшний день проживают на территории Аргаяшского района.

Нагрудник. XIX век. Бытовал в селе Шарипово Альменевского района Курганской области. Из фондов Национального музея РБ.

Башкиры рода Табын (Табын) занимали, главным образом, левобережье р. Миасс в верхнем и среднем ее течении. Наиболее старые табынские деревни: Мавлютово (Мəүлит), Акбашево (Аҡбаш), Мамаево (Мамай), Мидияково (Миҙийəк), Сагитово (Сəғит), Карасево (Караһыу), Кулуево (Ҡолой), Байрамгулово (Байрамғул, Аргази, Арғужа) 24. В двух последних деревнях, кроме табынцев, живут и кара-табынцы. Кара-табынские башкиры, кроме того, составляют основное население деревень: Сатлыково (һаттьҡ, территория нынешнего п. Аргаяш), Алгазин, Бигарды (Бигəрҙе), Султаево (һултай).

В настоящий момент потомки этого рода проживают в Аргаяшском районе25 . Старинные деревни, расположенные в северной части Аргаяшского района, образуют род Кёкюргек (Күгəргəк түбə): Старое Соболево (Иҫке Субыл), Новое Соболево (Яңы Субыл), Абдырово (Абдыр), Бажикаево (Бəжикəй) и Кусенбаево (Кусенбай).

Р.Г. Кузеев, основываясь на преданиях, считает, что этот род когда-то отделился от кара-табынского рода26. Кроме преданий, об этом свидетельствуют названия родовых подразделений и форма тамг (сүмес-тамға – половник).

Башкирские тамги.

Башкиры рода Барын занимали довольно компактную территорию по обоим берегам р. Миасс, восточнее озера Аргази. Барынские деревни в этом районе: Яраткулова (Яратkол), Большое Куйсарино (Оло Куйhары), Уразбаево (Уразбай), Нижние Караси (Караhыу); барынские аймаки были также в деревне Кулуево и Байрамгулово. На сегодняшний день потомки барынцев проживают в пределах Яраткуловской и Кулуевской сельской администрации Аргаяшского района. Барын-табынцы, как и кара-табынцы – давние жители этих земель. В XVIII в. основной район поселения барын-табынцев находился западнее, в верховьях р. Миасса, в районе Златоустовского и Карабашского заводов. Еще и конце XIX – начале XX вв. барын-табынцы уходили на летние кочевки в эти районы27.

Род Сырзы (Һырҙы) – Чирлинская, Сарлинская волости по источникам XVII-XIX вв. – по мнению Р.Г. Кузеева, не входил в состав племени Табын; был самостоятельным родом, хотя и этнически близким к нему. В настоящее время потомки сырзинцев проживают на территории вокруг п. Аргаяш: Б. Курманова, Норкино (Нүре, Нуркин), Аязгулова и некоторых других. Тамга сырзинцев – общетабынская. По происхождению табынские роды восходят к древним тюркским и монгольским племенам, обитавшим в середине 1 тысячелетия н. э. на Алтае и в Западной Монголии. Захваченные общим движением кочевников на запад, табынцы в начале II тысячелетия в составе или в союзе с куманскими племенами прикочевали в степи между Яиком и Уралом.

Иллюстрация из открытых источников.

С началом монгольского завоевания табынцы вошли в состав Золотоордынского государства, но в конце XIII – первой половине XIV в. в силу каких-то причин перекочевали в верховья Яика, откуда впоследствии постепенно стали осваивать зауральские степи. В отличие от катайцев, табынцы перекочевали на Урал не через Западную Башкирию, а с юга, по левобережью р. Яик. Этот путь был им давно знаком, так как племена, кочевавшие в степях между Волгой и Яиком, издавна на летние кочевки уходили в верховья Яика, Иртыша и Тобола28 .

Табынские роды тесно соседствовали с родами племени Айле. В состав Айлинского объединения, которое проживало на территории исключительно Аргаяшского района, входили роды: Айле (Əйҙе) и Сызгы (һыҙғы). Этнографы, в частности Р.Г. Кузеев и С.Н. Шитова, выделяют северную и южную группу аргаяшских айлинцев. Айлинцы не занимали компактной территории, их деревни отдельными островками «вкраплены» на табынских землях.

К деревням северной группы относят: Метелино (Мəтəл), Ишалино (Ишəле, второе название Улəнде) и Дербишево (Дəрвиш). К южной группе айлинцев относят деревни: Давлетбаево (Дəулəтбай), Кулукаево (Ҡоло-kай), часть деревни Кулуево (другое название Мустафа), Кузяшево (Көҙəш, другое название Əлмəй), Арыкбаево (Арыkбай), Алишево (Əлеш), Айбатово (Айбат или Сарзаkты), Акбашево (Аkбаш) и др. 29.

Тамги этих групп отличаются не сильно. На территории нынешней Яраткуловской сельской администрации живут башкиры – потомки рода Сызгы (һызғы). Ранее они проживали на восточных склонах Уральского хребта, западнее кара-табынских земель, В начале XIX в. сызгинские башкиры расселялись в деревнях: Уразбай (второе название Туkьс), Саитово (Сəит или Этkолаk), Селянкино (Сəлəн), Карабашево ('Карабаш), Сактаево (Һаkтай), Мухамбетово (Мөхəмəт), Байлашево (Байҙаш), Карасево (Ҡарас) Часть сызгинцев жила в долине р. Аи, на айлинских землях30 .

Объединение Аи – одна из древних огузских родоплеменных групп. Этнокультурная близость Айлинского объединения с восточными табынцами подтверждается и языковыми материалами. Разговорный язык и тех и других составляет айско-яицкий говор восточного диалекта башкирского языка. Таким образом, из вышеописанного можно сделать следующие выводы. Постепенное включение Южного Зауралья, в том числе и современных Аргаяшского и Кунашакского районов Челябинской области, в орбиту древнебашкирского населения происходит, по мнению Р.Г. Кузеева, в XI в. В это время в район водораздела рек Яик, Уй, Миасс, Ай, Юрюзань приходят племена огузского происхождения айлинской родоплеменной группы31. По мнению Н.А. Мажитова, археологические памятники, которые связаны с айлинцами X-XI вв., говорят о том, что в составе этих родоплеменных групп был весомый угорский компонент, который к этому времени еще не был ассимилирован31.

Башкирские тамги.

В конце XIII – начале XIV вв. начинается проникновение на данную территорию башкир катайского и табынского родоплеменных союзов. Массовое же заселение Зауралья, в т.ч. интересующей нас территории, башкирскими родами началось не ранее второй половины XVIв. К началу XVIII в. аргаяшские и кунашакские башкирские роды группировалась в основном вокруг трех сильных родоплеменных объединений: Катай, Табын и Айле. В наши дни, к сожалению, что информаторы плохо знают свою родовую принадлежность, или вообще не имеют представления о прошлой родоплеменной структуре башкирского общества. В связи с этим проводимое нами исследование истории и семейно бытовых обрядов башкир Челябинской области представляется на наш взгляд актуальным и своевременным.

Источник: "ЭТНОСЫ И КУЛЬТУРЫ УРАЛО - ПОВОЛЖЬЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ". Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Уфа, 21 октября 2010 г.

  1. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографический очерк. М.:Наука,1955; Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры: (Этнографический очерк быта и культуры конца XIX – начала ХХ в.) // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1962. Т. 1. С. 171; Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир: Этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006. С. 11.
  2. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографический очерк. М.:Наука,1955. С. 394.
  3. Акимова М.С. Антропологические исследования в Башкирии // Антропология и гено-география. М. 1974. С. 77-96.
  4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история, расселение. М.: «Наука», 1974. С. 463; Шитова, 1971, С. 197.
  5. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры ... С. 189.
  6. Там же. С. 171, 190.
  7. Там же. С. 48
  8. Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Зауральские башкиры. (Этнографический очерк быта и культуры конца XIX - начала XX вв.) // Археология и этнография Башкирии. Т. 1. Уфа, 1962. С. 193.
  9. Там же. С. 195.
  10. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Оренбург: Тип.Б.Бреслина, 1887. С. 65-67.
  11. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 289; Мухамеджанов, 1939 г.р., д. Бажикаево.
  12. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 182. 3 Там же. С. 182.
  13. Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство “Башкирская энциклопедия”, 2002. С. 154.
  14. Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 183.
  15. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир (родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII вв.). Уфа: Башкирское издательство Китап, 1957. С. 94.
  16. Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 159.
  17. Материалы, ч. 1 С. 136.
  18. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 256; Мухамеджанов, 1939 г.р., д. Бажикаево.
  19. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 124; Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С. 187.
  20. Рашид Ад-дин, 1952, С. 153.
  21. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 201.
  22. Бикбулатов Н.В. Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры … С.167.
  23. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир … С. 194.
  24. Хисамитдинова Ф.Г. Диалектологический атлас башкирского языка. Уфа: Китап, 2005. С. 208-275.
  25. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 286; Мухамеджанов, 1939 г.р.,д.Бажикаево.
  26. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 192.
  27. Кузеев Р.Г. Зауральские башкиры … С. 192.
  28. Там же. С.195.
  29. Кузеев, 1962, С. 286; Мухамеджанов, 1939 г.р., д.Бажикаево.
  30. Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. ... С. 197. 4
  31. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа ... С. 453-454.
  32. Мажитов Н.А. Бахмутинская культура. М.: Наука, 1968. С. 136-145
Абдулгазина Г. В. (2010 г.)
Поделиться