|
![]() Голос курултая
Первый краевед Башкортостана21 августа - 180 лет со дня рождения Мухаметсалима Уметбаева
Мухаметсалим Уметбаев (1841–1907) Мухаметсалим Уметбаев знакомил земляков с Пушкиным и спорил с Толстым В духовной истории башкирского народа он был феноменальной личностью. Краткая энциклопедия характеризует его как первого исследователя-краеведа из башкир, а более точно — как великого просветителя-демократа XIX века, поэта, переводчика, ученого, публициста, общественного деятеля с присущими только ему многогранными энциклопедическими знаниями. Кадет из деревни Ибрагимово Мухаметсалим Уметбаев родился в 1841 году в деревне Ибрагимово Кармаскалинского района в семье кантонного начальника. Одним из его предков являлся Эмир Курган, или Амир-хан, который полвека правил в Булгаре. Получив начальное образование в медресе, в 1852 году он поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Знания там будущая элита российской армии получала фундаментальные: именно в корпусе юный Мухаметсалим овладел русским, персидским и тюркским языками, изучал географию, математику, историю, архитектуру, искусство, каллиграфию и, разумеется, военное дело. Но офицером не стал — по воле отца после восьми лет обучения оставил кадетский корпус и поступил в Башкирское войсковое управление Юмран-Табынского кантона. Послужной список несостоявшегося военного довольно разнообразен: писарь мирового посредника Кармаскалинской волости, волостной старшина, учитель русского языка в Стерлитамакском медресе. Именно там проявились задатки будущего ученого: он завершил свое первое большое дело — составление персидско-татарско-русского словаря. В 1880 году Уметбаев переехал в Уфу и начал работать переводчиком в Оренбургском магометанском Духовном собрании. Разнообразные таланты многообещающего молодого человека были оценены по достоинству: уже через четыре года он — коллежский регистратор, затем коллежский секретарь, титулярный советник. Педагог, фольклорист, этнограф Кстати, Уметбаев не только отлично знал персидский и арабский языки, но и в совершенстве владел русским. Был человеком, знакомым с лучшими образцами мировой культуры. Изящно и легко переводил произведения Саади, Фирдоуси, Навои, Шекспира, Гете. И вполне закономерно, что был избран членом комиссии по празднованию 100-летия со дня рождения Александра Пушкина. В это время он впервые перевел на тюрки поэму «Бахчисарайский фонтан». В предисловии Уметбаев очень эмоционально писал: «Его (Пушкина) творчество — это прекрасные произведения, которые читают везде и любая нация. Творения его — достояние человечества. Этим велик Пушкин! Русский язык богат с древности. Но именно Пушкин сделал его прекрасным, придав ему мощь и изящество. Он — самый великий гений русской земли». Прекрасный фольклорист, Уметбаев оставил после себя богатое наследство — такие труды, как «Приметы, поверья, поговорки и изречения магометан Уфимской губернии», родословная башкир Юмран-Табынской волости. А как выдающийся и разносторонне образованный педагог разработал для школ учебники по языку и литературе, географии, арифметике, составил словари и собственноручно рисовал карты стран и материков. И неоднократно упоминал о настоятельной необходимости открытия русско-башкирских школ и медресе, о создании типовых учебников на родном языке по истории, математике, географии, астрономии, рисованию. Основным же произведением Уметбаева считают «Ядкар» («Памятки»), книгу, в которую включены стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии. Из 38 стихотворений, вошедших в «Ядкар», большинство посвящено реалиям жизни, историческому прошлому. А их автор, по сути, был поэтом-историком, поэтом-этнографом. Многие его произведения не столько будят в читателе образную мысль, как у Акмуллы, например, сколько несут вполне конкретные знания. В произведении «Ремень и лыко» Уметбаев, будучи прекрасным знатоком творчества Ивана Крылова, мастерски использовал форму басни для аллегорического показа классового антагонизма в обществе. В отличие от религиозных деятелей, он и другие башкирские просветители-демократы — Мифтахетдин Акмулла, Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Даут Юлтый старались обнажить остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь сглаживания противоречий. Бюст М.Уметбаева в г.Стерлитамак. Алеея ученых и писателей. Кумысный ковш для Льва Толстого Имя Уметбаева было тесно связано с именем еще одного гения русской литературы — Льва Толстого. В работах «О философии», «Обучение детей счету на башкирском языке», «Просвещение» и других он не только опирался на философские и педагогические воззрения Толстого, но иногда и полемизировал с ним, в частности, по вопросам нравственности, воспитания и брака. Он не был знаком с затворником из Ясной Поляны, но в начале 1899 года его близкий друг уфимец Арслангали Султанов посетил Толстого, долго с ним беседовал и преподнес писателю в дар изготовленный башкирскими мастерами резной кумысный ковш. В ответ Толстой передал посланцу Башкирии несколько своих книг. Умер Мухаметсалим Уметбаев в 65 лет в своей родной деревне Ибрагимово Кармаскалинского района. Там же сейчас находится мемориальный музей выдающегося башкирского просветителя, ученого и писателя. Музей М.Уметбаева в Кармаскалинском районе. Экспозиция музея освещает жизнь и деятельность башкирского ученого-энциклопедиста, писателя и публициста М. Уметбаева. В музее представлены подлинные рукописи ученого, копии документов, книги, произведения живописи и скульптуры, хранятся личные вещи ученого. В фонде более 200 экспонатов основного фонда. В музее имеются личные вещи поэта, книги, документы, фотографии. В экспозиции музея представлены предметы убранства башкирской юрты, одежда, орудие труда, утварь. В фондах музея хранятся более 300 экспонатов. В 2005 году администрацией Кармаскалинского района были учреждены премии его имени. |