Башкирские родаНовостиБашкирский языкКультура Башкиры РоссииБашкиры в миреТрезвое селоИсторияБайгеГод башкирской историиМнениеҠоролтай тауышыШаймуратовцыКалендарь Радий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклорБелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод науки и просвещенияКазаньБирский районЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаБураевский районВойлоковаляниеНаукаТатышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарАльшеевский районБашкирская литератураНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатАударышБелорецкБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыБелокатайский районСалават ЮлаевЗилаирский районБурзянский районШаранский районКигинский районКугарчинский районМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районИлишевский районМоскваУфаТуризмЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районБижбулякский районУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургТатарстанБаймакский районСаратовГод башкирского языкаКурганСамараДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Азат Бердин: "Правда просто не уложилась в картину мира казанской редакции"

9 июня 2021, 10:00

Неопубликованное интервью Азата Бердина газете Kazanfirst по экстремистскому сайту «Уфагуб»

Азат Бердин: "Концептуально проект «Уфа губернская» был основан на идеологемах, которые и ранее, и сейчас активно использовались так называемой татаристской идеологией, вдохновителем и создателем которой считаются профессор Дамир Исхаков и Рафаэль Хакимов. Насколько мне известно, эта идеология вполне официально внедряется через Институт имени Марджани в Татарстане. В результате – конфликты, то в гротескной, маргинальной, подобной кейсу «Уфагубъ», то в более респектабельной общественно-политической форме, стали регулярными. И это, я считаю, большая концептуальная проблема, которую башкирской и татарской общественности, да и научному сообществу России желательно решать вместе".

Азат Бердин
Кандидат философских наук

21 февраля 2021 года мне неожиданно позвонили из газеты «KazanFirst» и взяли интервью по кейсу экстремистского сайта “Уфагубъ”, пообещав опубликовать его в ближайшее время. К корреспонденту никаких претензий, она работала профессионально, корректно и оперативно, искренне поблагодарила за «такую большую работу», весело пообещав: «дискуссии будут».

Однако, к моему удивлению, интервью на следующий день не опубликовали. В общем, не опубликовали его до сих пор. Безо всяких объяснений причин. Настаивать не стал: мне то это интервью ничего не стоило: правду говорить легко и приятно.

Да и несложно представить, что эта правда просто не уложилась в картину мира казанской редакции. Но недавно вышли интервью осужденных по делу “Уфагубъ” за разжигание межнациональной розни доцентов Игоря Кучумова и Ильдара Габдрафикова корреспонденту тех же «KazanFirst» Ильнуру Ярхамову, на котором они совместными усилиями пытались реабилитировать данный ресурс и свое участие в нем. Причем в рамках тем, представляющих действительно большой интерес – воспоминаний о выдающемся этнологе Р.Г.Кузееве. Такой лжи терпеть уже нельзя, и я решил опубликовать это интервью после месяца Рамазан, добавив несколько суждений, ставших актуальными в свете этой информационной кампании против РБ. Вопросов в интервью было всего два:

— Как Вы относитесь к сайту «Уфагубъ»? Что это был за ресурс?

«Уфа губернская» — это достаточно известный в Башкортостане экстремистский проект, запрещённый судом за разжигание межнациональной розни. Позже, отдельным процессом, его инициаторы получили условные сроки. Главным его редактором числился эпатажный бизнесмен Николай Швецов (ныне покойный). Соредакторами и соавторами согласно материалам суда: Игорь Кучумов, Ильдар Габдрафиков, Сергей Орлов, Константин Нестеров.

После подтверждения приговора в судах всех инстанций они обратились по данному поводу в ЕСПЧ, и насколько мне известно, тот оспорил лишь процедурную часть судопроизводства. Но, вне зависимости от вердикта ЕСПЧ, суть этого проекта, как разжигавшего межнациональную рознь, в общественном мнении, полагаю, остается.

У сайта была очень интересная особенность — комментарии, которые сопровождали их материалы, фабриковались именно самой редакцией сайта, причем в очень больших количествах и с шоковой башкирофобией и русофобией. Скажем, только по одному эпизоду суд рассмотрел 459 комментариев экстремистского характера.

А нормальные комментарии, которые оставляли обычные пользователи, администрацией сайта ПЕРЕДЕЛЫВАЛИСЬ в шокирующую и оскорбительную форму той же, грубо разжигающей межнациональную рознь, направленности.

Что касается моего отношения к сайту, оно всегда было и будет резко отрицательным. Я, как и ряд моих коллег и товарищей, активно и публично участвовал в анализе и разъяснении населению провокационной сущности проекта, чтобы люди не поддавались на элементарное разжигание межнациональной розни.

Занятно, что на днях, за отсутствием аргументов в дискуссии, известный татаристский видеоблогер Ильнур Ярхамов, возможно, со слов некоторых фигурантов, обвинял меня (и этнолога Юлдаша Юсупова, который вообще не имел отношения к этим судебным искам), якобы я писал на «ученых из «Уфагубъ» «донос». Эта апология «Уфагубъ» вызвала возмущение даже колумниста «Идель.Реалии» и скандал в собственной аудитории видеоблогера.

Сами фигуранты прекрасно знают, что ситуация здесь на самом деле противоположная. Это не я написал удивительный «донос на ученых», а наоборот, Николай Швецов, официальный лидер этого пула, написал только лично на меня два, скажем так, заявления в органы.

Действительно, в комментариях сайта «Уфа губернская» регулярно упражнялись в удивительно глупых однотипных хамских нападках на меня и ныне покойного профессора Нияза Мажитова. Причина столь болезненного внимания редакции заключалась в следующем. В рамках этого проекта Николай Швецов выпустил несколько псевдонаучных книжек в жанре фолькcхистори (которые, кстати, удивительно походили по фактуре на тексты доцента Игоря Кучумова). В той же серии псевдонаучные книжки издавал Сергей Орлов (этот писал свою фолькcхистори самостоятельно). Повод для иска ко мне, как и хамских анонимных комментариев – именно мои научно-популярные книги “Молоток для кривых зеркал” и “Призрак “Уфимской Атлантиды”: как он создается”, где почти построчно разбирались опусы этого пула. Ответить адекватно на критику аргументами они не смогли, главный редактор «Уфагубъ» ответил иском в суд. Сопровождая их потоком дурацких анонимных комментариев.

Инфантильные анонимные оскорбления - это, конечно, ерунда; иное дело, что у нас, оказывается, юридически невозможно было как-либо довести до логического конца судебный процесс против столь подлого, открыто разжигающего межнациональную рознь, проекта как «Уфагубъ», если он не касается тебя лично. Сначала я был привлечен в качестве свидетеля. А потом написал заявление, в котором попросил «привлечь к установленной законом ответственности лиц, разместивших в комментариях на сайте «Уфагубъ» оскорбительные высказывания». Естественно, не указывая в заявлении ничьих фамилий. Просто официально поинтересовавшись у следствия, кто занимается подобными анонимными провокациями.

По результатам следствия происхождение нескольких таких комментариев суд попросил разъяснить Игоря Кучумова, поскольку направлялись они с его IP-адреса, и весьма многих и на том же основании – Николая Швецова. Справедливость требует отметить, что Ильдару Габдрафикову, насколько помню, эти безумные комментарии не инкриминировали, он оказался хитрее своих коллег по «Уфагубу».

(Правда, позже из процесса я вышел, а этот эпизод был декриминализован – впрочем, суду и так было более чем достаточно работы с чисто экстремистскими провокационными текстами, оскорблявшими не отдельных людей, а башкирский и русский народы: редакция «Уфагубъ», по материалам суда, фабриковала их многими сотнями).

В общем, доносы писал не я «на ученых», а «Уфагубъ» - на меня. Одно заявление, как этим похвалялся в том же «Уфагубе» его главный редактор, было направлено лично им на меня в ФСБ. (По аналогичному по формату “заявлению” Швецова был осужден на реальный срок известный башкирский националист-диссидент Айрат Дильмухаметов). Другое он подал как иск на меня в суд, где его соратник по «Уфагубу» доцент Игорь Кучумов выступил как свидетель обвинения, а известный татарский националист и редактор татарского “зеркала” “Уфагуба” – “Уфа губернасы” Карим Яушев – представитель Швецова в суде. Иск они, естественно, проиграли.

А через несколько лет Швецов, Кучумов и Габдрафиков сами были условно осуждены, поскольку «судом установлено, что они, имея доступ к администрированию сайта «Уфа губернская» и модерированию комментариев читателей, размещали статьи с признаками экстремизма, оскорбительные комментарии, направленные на возбуждение ненависти и вражды, унижение чести и достоинства человека по признакам национальности, языка и происхождения». Здесь я добавляю несколько слов, которых изначально не было в моем интервью, мужественно неопубликованном казанской газетой.

Вынужден добавить к миролюбивому, как видите, тексту данного интервью, что доценты Кучумов и Габдрафиков лгут: сайт был именно экстремистским, а не просветительским, как они заявляют. Цитата выше, из приговора, нужна, поскольку одним из тезисов, которым Кучумов и Габдрафиков пытаются реабилитировать этот свой позорный проект, гласит, якобы проблема заключалась только в комментариях, а вот статьи носили исключительно просветительский характер. Не совсем понятно, чем это облегчило бы репутацию сайта, - за комментарии отвечала та же редакция. Но и в этой частности, как видим, утверждение осужденных противоречит вердикту суда. Включая Верховный суд РФ.

Что касается «просветительского» характера собственно статей «Уфагубъ», то приведу навскидку образчик их стиля. К примеру, опубликованный на их сайте некролог на смерть популярного в Башкирии писателя, поэта, драматурга и переводчика Газима Шафикова: «Великий писатель» не был отправлен в Рогервик. Но возмездие все же настигло его. Каторгой для покойного стала тяжелая, изнуряющая болезнь Паркинсона, которая в последние годы превратила идеолога местного национализма в вихляющуюся, дерганную куклу-марионетку, живой труп, который иногда можно было увидеть выделывающим заковыристые кренделя… Потомки не будут читать книги покойного», - это их официальная позиция, так они "просвещали" россиян.

По этому поводу я тогда поинтересовался у авторов сайта: «Зачем прятаться за анонимность комментариев, когда появляются статьи хуже самого грязного из них?» Вот еще типичный сохранившийся образец глубин уфагубернской политологии. Образцы комментариев, которые носили характер, за который авторов посадили бы в любой цивилизованной стране, приводить я не стану, эту гнусь помнит Башнет.

Естественно, статьи, поскольку они рассчитаны на перепечатку, уфагубцы старались писать в рамках, хотя бы формально не подпадающих под УК РФ. Содержательно же они в целом были совершенно открыто направлены против Республики Башкортостан, ее целостности и стабильности, т.е. по сути всеми силами провоцировали, считаю, конфликт по типу карабахского; важнейшими направлениями были дискредитация всего башкирского: национальных символов, образов, героев, известных и уважаемых современников, традиций дружбы народов, и в целом самого института национальных республик.

Оппозиционных сайтов, в том числе наносивших куда более чувствительные информационные удары по администрации М.Г. Рахимова, чем прославленный именно своей грязью «Уфагубъ», было на самом деле немало: от мурзагуловской «Башкирской политики» до бигновско-загреевского «Ревинформа». «Майдан РБ», «Уфимский набат», «Башкирия, скажи коррупции нет!» За публикации на одном из них Айрат Дильмухаметов и Роберт Загреев осуждены на реальные сроки. Но нигде не додумались до столь подлых ноу-хау как в «Уфагубе», до столь наглого, откровенного разжигания межнациональной розни.

Теперь по моему отношению к фигурантам (такой вопрос задала корреспондент, почему-то особенно интересуясь персоной Кучумова).

Доцент Игорь Кучумов — сам по себе весьма талантливый человек. Его специализацией являются комментарии на переводы работ зарубежных специалистов по истории Башкирии, исследователей и путешественников. Но вот с этикой бывают, мягко говоря, какие-то странности.

Нужно понимать, что экс-предприниматель Николай Швецов, экс-милиционер Сергей Орлов, безработный Константин Нестеров — это всё-таки были персонажи вне науки. А вот доценты Игорь Кучумов и Ильдар Габдрафиков — это люди науки, они прекрасно знали, что делают. Считаю, что для ученого неприемлемо участвовать в подобных экстремистских, разжигающих межнациональную рознь проектах.

Звание ученого зачастую дает определенную защиту. Когда авторы «Уфагубъ» оказались под судом, за них заступился сам академик Валерий Тишков: Ильдар Габдрафиков состоял в его Сети мониторинга. Но оно предполагает и повышенную ответственность. Потому полагаю, что само участие Габдрафикова и Кучумова в этом проекте, не говоря уже об этической и уголовной стороне дела, показало достаточно проблемный уровень профессионализма Габдрафикова как участника «Сети этномониторинга и раннего предупреждения конфликтов».

По материалам суда, Габдрафиков был в числе авторов и редакции сайта. То есть, он (как и Кучумов, естественно) прекрасно знал все вещи, которые происходили на сайте. Но даже если бы он им не был, он не мог не знать, какие там публикуются разжигающие рознь комментарии, как и в какую отвратительную сторону ежедневно переделываются комментарии обычных пользователей. Да и все пользователи сайта это видели. Тем более, что он позиционирует себя именно как специалист по мониторингу.

Тем не менее, никаких следов сожаления и раскаяния не наблюдается. До сих пор. Это, считаю, и есть симптом проблемы, препятствующей нормализации башкиро-татарских отношений в татарстанских СМИ. (В сфере собственно межнациональных отношений между обычными людьми, как подтверждают все социологические замеры, они остаются, несмотря на все «будительство» татаристов, как обычно – братскими; так же, как ровными они остались на этот раз и в СМИ РБ). Проблемы – потому, что татаризм уже сформировался как весьма тоталитарная, структурно жесткая идеология, не подразумевающая рефлексии. Вполне типичная, впрочем, для примитивного буржуазного национализма – что укладывается в общей тренд архаизации общественных практик на постсоветском пространстве. Проще, общего системного одичания.

Но попытки реабилитации «Уфагуба» хорошо иллюстрируют и кризис татаризма как идеологии. Готовность потворствовать самым шокирующим формам шовинизма и губернизации, лишь бы хоть как-то навредить Башкортостану, конкуренту по статусно-ролевому соперничеству – это очень яркий, очень характерный симптом. Хорошо объясняющий всем, - кроме самих идеологов татаризма - почему вместо чаемой ими интеграции вокруг Казани, отношения с окружающими братскими народами превращаются у татаристов, по задорному выражению видеоблогера и репортера «KazanFirst» Ильнура Ярхамова во «фронты». С которых им же ведутся инфантильные фронтовые сводки с комичной претензией на брутальность («в бой вступила татарская тяжелая артиллерия – ТНВ с Ильшатом Аминовым!», «вперед, татарская сетевая легкая конница!» и прочие атавизмы пубертатного школьного возраста).

И нет рефлексии: почему давно не одни башкиры – но и ногайцы, и сибирские татары, и кряшены все чаще демонстративно отворачиваются от татаристского проекта. Точнее, она есть, и изначально даже паническая, даже на том же государственном телеканале «ТНВ – Татарстан Новый век» – но исключительно в привычном, заданном с 90-х направлении поиска врагов: башкирских, ногайских, сибирских «этномиссионеров», Москвы, Уфы, - только не себя.

Помочь с этой рефлексией мы попробуем – помощь братьям необходима и для благополучия нашего собственного народа. Но такое движение бесполезно без обоюдности. И уж точно перекрывающими возможности для диалога являются персонажи типа того же Габдрафикова – они, как видим, уже доказали свою и профессиональную, и репутационную, и идейную неприемлемость для него.

Конечно, тогда я заканчивал свое интервью казанской газете чуть иначе, более оптимистично: «Уфа губернская» была проектом, который в маргинальном формате продвигал губернизаторскую и националистическую идеологию. Этот проект встречал самое гостеприимное отношение в Татарстане, несмотря на то, что работа Швецова сотоварищи в этом провокационном проекте носила явно антинаучный характер: им давали площадку в газете «Звезда Поволжья», презентации в Казани под эгидой ученых АН РТ, и так далее.

Объяснение простое: концептуально проект «Уфа губернская» был основан на идеологемах, которые и ранее, и сейчас активно использовались так называемой татаристской идеологией, вдохновителем и создателем которой считаются профессор Дамир Исхаков и Рафаэль Хакимов. Насколько мне известно, эта идеология вполне официально внедряется через Институт имени Марджани в Татарстане. В результате – конфликты, то в гротескной, маргинальной, подобной кейсу «Уфагубъ», то в более респектабельной общественно-политической форме, стали регулярными. И это, я считаю, большая концептуальная проблема, которую башкирской и татарской общественности, да и научному сообществу России желательно решать вместе.

К сожалению, с тех пор, как у меня брали это интервью, именно последние выступления интеллектуальных элит татаризма, именно указанное отсутствие рефлексии, значительно увеличили сомнения в наличии у татарстанской стороны таковой способности. Однако вести диалог необходимо, и начинать логично с наиболее легкого, безусловного и очевидного: осуждения всеми сторонам любых попыток моральной реабилитации политтехнологических проектов, откровенно направленных против Республики Башкортостан, открыто сеявших межнациональную рознь и признанных за это экстремистскими отечественными судами всех инстанций, самым скандальным из которых был сайт «Уфа губернская».


Азат Бердин, специально для сайта "РБ - XXI век"

*Материал публикуется только на русском языке.

Поделиться