|
![]() Голос курултая
Азат Бердин: "Правда просто не уложилась в картину мира казанской редакции"Неопубликованное интервью Азата Бердина газете Kazanfirst по экстремистскому сайту «Уфагуб»Азат Бердин: "Концептуально проект «Уфа губернская» был основан на идеологемах, которые и ранее, и сейчас активно использовались так называемой татаристской идеологией, вдохновителем и создателем которой считаются профессор Дамир Исхаков и Рафаэль Хакимов. Насколько мне известно, эта идеология вполне официально внедряется через Институт имени Марджани в Татарстане. В результате – конфликты, то в гротескной, маргинальной, подобной кейсу «Уфагубъ», то в более респектабельной общественно-политической форме, стали регулярными. И это, я считаю, большая концептуальная проблема, которую башкирской и татарской общественности, да и научному сообществу России желательно решать вместе". 21 февраля 2021 года мне неожиданно позвонили из газеты «KazanFirst» и взяли интервью по кейсу экстремистского сайта “Уфагубъ”, пообещав опубликовать его в ближайшее время. К корреспонденту никаких претензий, она работала профессионально, корректно и оперативно, искренне поблагодарила за «такую большую работу», весело пообещав: «дискуссии будут». Однако, к моему удивлению, интервью на следующий день не опубликовали. В общем, не опубликовали его до сих пор. Безо всяких объяснений причин. Настаивать не стал: мне то это интервью ничего не стоило: правду говорить легко и приятно. Да и несложно представить, что эта правда просто не уложилась в картину мира казанской редакции. Но недавно вышли интервью осужденных по делу “Уфагубъ” за разжигание межнациональной розни доцентов Игоря Кучумова и Ильдара Габдрафикова корреспонденту тех же «KazanFirst» Ильнуру Ярхамову, на котором они совместными усилиями пытались реабилитировать данный ресурс и свое участие в нем. Причем в рамках тем, представляющих действительно большой интерес – воспоминаний о выдающемся этнологе Р.Г.Кузееве. Такой лжи терпеть уже нельзя, и я решил опубликовать это интервью после месяца Рамазан, добавив несколько суждений, ставших актуальными в свете этой информационной кампании против РБ. Вопросов в интервью было всего два: — Как Вы относитесь к сайту «Уфагубъ»? Что это был за ресурс? — «Уфа губернская» — это достаточно известный в Башкортостане экстремистский проект, запрещённый судом за разжигание межнациональной розни. Позже, отдельным процессом, его инициаторы получили условные сроки. Главным его редактором числился эпатажный бизнесмен Николай Швецов (ныне покойный). Соредакторами и соавторами согласно материалам суда: Игорь Кучумов, Ильдар Габдрафиков, Сергей Орлов, Константин Нестеров.
А нормальные комментарии, которые оставляли обычные пользователи, администрацией сайта ПЕРЕДЕЛЫВАЛИСЬ в шокирующую и оскорбительную форму той же, грубо разжигающей межнациональную рознь, направленности. Что касается моего отношения к сайту, оно всегда было и будет резко отрицательным. Я, как и ряд моих коллег и товарищей, активно и публично участвовал в анализе и разъяснении населению провокационной сущности проекта, чтобы люди не поддавались на элементарное разжигание межнациональной розни. Инфантильные анонимные оскорбления - это, конечно, ерунда; иное дело, что у нас, оказывается, юридически невозможно было как-либо довести до логического конца судебный процесс против столь подлого, открыто разжигающего межнациональную рознь, проекта как «Уфагубъ», если он не касается тебя лично. Сначала я был привлечен в качестве свидетеля. А потом написал заявление, в котором попросил «привлечь к установленной законом ответственности лиц, разместивших в комментариях на сайте «Уфагубъ» оскорбительные высказывания». Естественно, не указывая в заявлении ничьих фамилий. Просто официально поинтересовавшись у следствия, кто занимается подобными анонимными провокациями. По результатам следствия происхождение нескольких таких комментариев суд попросил разъяснить Игоря Кучумова, поскольку направлялись они с его IP-адреса, и весьма многих и на том же основании – Николая Швецова. Справедливость требует отметить, что Ильдару Габдрафикову, насколько помню, эти безумные комментарии не инкриминировали, он оказался хитрее своих коллег по «Уфагубу».
Вынужден добавить к миролюбивому, как видите, тексту данного интервью, что доценты Кучумов и Габдрафиков лгут: сайт был именно экстремистским, а не просветительским, как они заявляют. Цитата выше, из приговора, нужна, поскольку одним из тезисов, которым Кучумов и Габдрафиков пытаются реабилитировать этот свой позорный проект, гласит, якобы проблема заключалась только в комментариях, а вот статьи носили исключительно просветительский характер. Не совсем понятно, чем это облегчило бы репутацию сайта, - за комментарии отвечала та же редакция. Но и в этой частности, как видим, утверждение осужденных противоречит вердикту суда. Включая Верховный суд РФ. Что касается «просветительского» характера собственно статей «Уфагубъ», то приведу навскидку образчик их стиля. К примеру, опубликованный на их сайте некролог на смерть популярного в Башкирии писателя, поэта, драматурга и переводчика Газима Шафикова: «Великий писатель» не был отправлен в Рогервик. Но возмездие все же настигло его. Каторгой для покойного стала тяжелая, изнуряющая болезнь Паркинсона, которая в последние годы превратила идеолога местного национализма в вихляющуюся, дерганную куклу-марионетку, живой труп, который иногда можно было увидеть выделывающим заковыристые кренделя… Потомки не будут читать книги покойного», - это их официальная позиция, так они "просвещали" россиян.
Оппозиционных сайтов, в том числе наносивших куда более чувствительные информационные удары по администрации М.Г. Рахимова, чем прославленный именно своей грязью «Уфагубъ», было на самом деле немало: от мурзагуловской «Башкирской политики» до бигновско-загреевского «Ревинформа». «Майдан РБ», «Уфимский набат», «Башкирия, скажи коррупции нет!» За публикации на одном из них Айрат Дильмухаметов и Роберт Загреев осуждены на реальные сроки. Но нигде не додумались до столь подлых ноу-хау как в «Уфагубе», до столь наглого, откровенного разжигания межнациональной розни. Теперь по моему отношению к фигурантам (такой вопрос задала корреспондент, почему-то особенно интересуясь персоной Кучумова).
По материалам суда, Габдрафиков был в числе авторов и редакции сайта. То есть, он (как и Кучумов, естественно) прекрасно знал все вещи, которые происходили на сайте. Но даже если бы он им не был, он не мог не знать, какие там публикуются разжигающие рознь комментарии, как и в какую отвратительную сторону ежедневно переделываются комментарии обычных пользователей. Да и все пользователи сайта это видели. Тем более, что он позиционирует себя именно как специалист по мониторингу. Тем не менее, никаких следов сожаления и раскаяния не наблюдается. До сих пор. Это, считаю, и есть симптом проблемы, препятствующей нормализации башкиро-татарских отношений в татарстанских СМИ. (В сфере собственно межнациональных отношений между обычными людьми, как подтверждают все социологические замеры, они остаются, несмотря на все «будительство» татаристов, как обычно – братскими; так же, как ровными они остались на этот раз и в СМИ РБ). Проблемы – потому, что татаризм уже сформировался как весьма тоталитарная, структурно жесткая идеология, не подразумевающая рефлексии. Вполне типичная, впрочем, для примитивного буржуазного национализма – что укладывается в общей тренд архаизации общественных практик на постсоветском пространстве. Проще, общего системного одичания. Но попытки реабилитации «Уфагуба» хорошо иллюстрируют и кризис татаризма как идеологии. Готовность потворствовать самым шокирующим формам шовинизма и губернизации, лишь бы хоть как-то навредить Башкортостану, конкуренту по статусно-ролевому соперничеству – это очень яркий, очень характерный симптом. Хорошо объясняющий всем, - кроме самих идеологов татаризма - почему вместо чаемой ими интеграции вокруг Казани, отношения с окружающими братскими народами превращаются у татаристов, по задорному выражению видеоблогера и репортера «KazanFirst» Ильнура Ярхамова во «фронты». С которых им же ведутся инфантильные фронтовые сводки с комичной претензией на брутальность («в бой вступила татарская тяжелая артиллерия – ТНВ с Ильшатом Аминовым!», «вперед, татарская сетевая легкая конница!» и прочие атавизмы пубертатного школьного возраста). И нет рефлексии: почему давно не одни башкиры – но и ногайцы, и сибирские татары, и кряшены все чаще демонстративно отворачиваются от татаристского проекта. Точнее, она есть, и изначально даже паническая, даже на том же государственном телеканале «ТНВ – Татарстан Новый век» – но исключительно в привычном, заданном с 90-х направлении поиска врагов: башкирских, ногайских, сибирских «этномиссионеров», Москвы, Уфы, - только не себя. Помочь с этой рефлексией мы попробуем – помощь братьям необходима и для благополучия нашего собственного народа. Но такое движение бесполезно без обоюдности. И уж точно перекрывающими возможности для диалога являются персонажи типа того же Габдрафикова – они, как видим, уже доказали свою и профессиональную, и репутационную, и идейную неприемлемость для него.
Объяснение простое: концептуально проект «Уфа губернская» был основан на идеологемах, которые и ранее, и сейчас активно использовались так называемой татаристской идеологией, вдохновителем и создателем которой считаются профессор Дамир Исхаков и Рафаэль Хакимов. Насколько мне известно, эта идеология вполне официально внедряется через Институт имени Марджани в Татарстане. В результате – конфликты, то в гротескной, маргинальной, подобной кейсу «Уфагубъ», то в более респектабельной общественно-политической форме, стали регулярными. И это, я считаю, большая концептуальная проблема, которую башкирской и татарской общественности, да и научному сообществу России желательно решать вместе. К сожалению, с тех пор, как у меня брали это интервью, именно последние выступления интеллектуальных элит татаризма, именно указанное отсутствие рефлексии, значительно увеличили сомнения в наличии у татарстанской стороны таковой способности. Однако вести диалог необходимо, и начинать логично с наиболее легкого, безусловного и очевидного: осуждения всеми сторонам любых попыток моральной реабилитации политтехнологических проектов, откровенно направленных против Республики Башкортостан, открыто сеявших межнациональную рознь и признанных за это экстремистскими отечественными судами всех инстанций, самым скандальным из которых был сайт «Уфа губернская».
*Материал публикуется только на русском языке. |