НовостиТрезвое селоИсторияАтайсалЦифровой башкирБайгеГод науки и просвещенияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьГод Башкирской культуры и духовного наследияИжади майданКазаньЕкатеринбургФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Что нарушил профессор Валиди?

20 января 2021, 17:18

Я считаю, в данной ситуации, прежде всего, необходимо разобраться в самой фактуре, потому что в ней много неясного. Во-первых, речь пока идет о постановлении только районной Василеостровской прокуратуры г. Санкт-Петербурга. Мы не знаем даже ее мотивировочной части. На сайте СПбГУ, на которую ссылается Интерфакс, ее нет. Тот фрагмент, который размещен на сайте Интерфакс, малоинформативен и не убедителен. Там нет ничего нового. То, что Ахмет-Заки Валиди был националистом, давно известный факт. В настоящих условиях идеология национализма, с моей, например, точки зрения, это ненужное нам и вредное явление, но само по себе это еще не преступление. Тем более, это не было преступлением тогда — все государства были национальными. То, что гражданин нейтральной Турции, неподсудный советским законам и не принимавший участия в войне, пропагандировал в те годы, допустим, пантюркизм — вряд ли делает его современным экстремистом. Иначе нам точно придется судить всех государственных деятелей постсоветских среднеазиатских государств СНГ. Тем более — Ельцина, Кравчука и Шушкевича: эти не рассуждали о тюркском единстве, как Валидов, а реально разделили великую страну. Я лично не против, но сомневаюсь, что на этом основании демонтируют, например, «Ельцин-центр». И, главное, памятник Ахмет-Заки Валиди в СПбГУ не за его политические убеждения, а за научные достижения, которые очень высоки.

Остается строить предположения. Если это касается версий его осуждения и оправдания в Турции — это тоже давно известный кейс. В Турции он в свое время был осужден и главное, быстро и полностью оправдан по «делу пантуранистов» — организации, которая не может являться экстремистской с нашей точки зрения — она относится совершенно к другой стране и эпохе. Уже установлено, в числе осужденных за военные преступления в годы Второй мировой войны Ахмет-Заки Валиди не числился. И это притом, что доносы на него были и исследовались, это ясно из материалов. то есть, в данном случае он чист и перед международным и перед национальным законом Турции.

Совсем непонятно, какой криминал для эмигранта усмотрен в связях с польской госбезопасностью 1930-х годов. Именно доступные историкам документы польской разведки показывают, что он не был польским разведчиком — он был источником информации, это разные вещи. Более того, польская и финская разведка подозревала его в работе на разведку советскую. Возможно, слова о польской разведке взяты журналистом не из решения суда, а из многочисленных, широкодоступных публикаций по Ахмет-Заки Валиди.

Валиди безусловно был знаковой для Башкортостана, интересной и неоднозначной личностью, нажив еще при жизни себе много врагов. Он ритуально ненавидим, например, татарскими националистами, поскольку не поддержал их фантастический проект «Идель-Урал».

Надо сказать, что попытки демонтажа образа Ахмет-Заки Валиди предпринимались не раз, наиболее ярко — со стороны шокировавшего в свое время республику пещерной башкирофобией экстремистского проекта «Уфагубъ» («Уфа губернская»). Неудивительно, что попытки очернения Валиди в обществе однозначно ассоциируются с очень жесткой башкирофобией.

Научные заслуги Ахмет-Заки Валиди совершенно безусловны, поэтому они отмечены бюстом на площадке Санкт-Петербургского государственного университета, вокруг которого сейчас и идет этот скандал. Я сам свидетель, с каким почтением относились к нему коллеги из СПбГУ.

Его заслуги в становлении Башкирской автономии, а следовательно, и российского федерализма, также неоспоримы.

Участие в гражданской войне в Средней Азии также никак не может быть вменено ему в вину сегодня — оно вообще происходило в период до оформления не только РФ, но и СССР.

Думаю, единственно возможный момент, который мог рассматриваться прокуратурой — период Великой Отечественной войны. Напомню, что при попытке очернения и демонтажа образа Ахмет-Заки Валиди упор делался именно на него, предъявлялись совершенно абсурдные обвинения Валиди в формировании башкиро-татарских частей СС «Хандшар» и «Кама». Фальсификаторы даже не знали, что на самом деле эти части Ваффен СС — чисто славянские, боснийско-хорватские, и не имеют никакого отношения к башкирам или татарам. Но ярлык о пособничестве гитлеровца пошел именно с этой лжи. К башкирам и татарам имел отношение легион СС «Идель-Урал», — но именно к нему как раз не имел отношения Валиди. Но опять же, все историки — специалисты по легиону «Идель-Урал» (который документирован чуть ли не по дням), включая директора Института татарской энциклопедии Искандера Гилязова, два года кропотливо изучавшего германские архивы, не располагают никакими данными об участии Ахмет-Заки Валиди в создании каких-либо формирований, воевавших против нашей Родины.

То есть, пока мы даже не понимаем, в чем на самом деле проблема, на каком основании Василеостровская районная прокуратура вынесла такое взрывоопасное постановление. Отметим, кстати, что, во-первых, у нас не прецедентное англосаксонское право. Прецедентное право — это когда решение одного суда автоматически распространяется потом на всю юрисдикцию страны, и все суды потом должны действовать аналогичным образом. У нас такого нет. Конечно, если какой-либо суд признает какой-либо текст экстремистским — он вносится в список экстремистской литературы для всей России. А вот как судить, кто и чем именно нарушил законодательство, как в данном случае, каждый суд сам принимает свое решение. Естественно, в суде тоже сидят обычные люди, как и мы, а людям свойственно ошибаться. Вспомним, как суды в Южно-Сахалинске и здесь у нас в Уфе объявляли экстремистскими аяты из Корана. Что, естественно, было недопустимо, и это было исправлено Верховным судом.

Вокруг этого тоже были большие скандалы, вмешался Рамзан Кадыров, например. Таковы последствия отсутствия религиоведческой экспертизы. Может быть, судам и прокуратуре в дальнейших разбирательствах есть смысл обратиться за экспертизой к историкам, занимавшимся Ахмет-Заки Валиди и его периодом? Думаю, востоковедам из СПбГУ интересно было бы узнать, кто проводил экспертизу, и поучаствовать в дискуссии.

Фигура Ахмет-Заки Валиди — это фигура республиканского, федерального и международного значения. Резонанс вокруг его гражданского почитания соответствующий. В Узбекистане, к примеру, именем востоковеда называют улицы, в Турции он вообще фигура культовая как ученый. А главное, немало объектов связано с ним в самой Республике Башкортостан. Относиться к его памяти нужно крайне осторожно, тактично и взвешенно — он вошел в число национальных символов башкир, нравится это кому-либо или нет. Памятник в СПбГУ поставлен в 2008 г., в расцвет «тучных годов» правления В.В. Путина, в университете, в котором обучался президент России, и двенадцать лет нарушать своим существованием законодательство страны, мне кажется, вряд ли мог.

Как минимум два раза поступали запросы компетентным органам, имело ли место пособничество Ахмет-Заки Валиди нацистам: в первый раз это было обращение в КГБ, второй раз — в ФСБ. И оба ответа были отрицательны. В последний раз, например, по результатам проверки по депутатскому запросу генерал-майор ФСБ и начальник ФСБ по РБ Виктор Палагин, в 2010 г. заявлял, что никаких претензий у ФСБ к гражданскому почитанию памяти Ахмет-Заки Валиди не существует.

Если существуют какие-либо другие сведения, доступные прокуратуре и не доступные общественности, то, естественно, их важно обнародовать и аргументировать столь болезненную для нашей республики и для востоковедов России, позицию, поскольку из известных нам фактов не было до сих пор никаких, которые могли бы в чем-то опорочить башкирского ученого и политика с точки зрения закона. Ахмет-Заки Валиди был последним классическим востоковедом в России, уровня Бартольда, это тоже надо понимать. То есть, здесь самым шокирующим образом затрагивается чувства и башкирского народа, и престиж Республики Башкортостан в целом, и научного сообщества, причем как отечественного, так и мирового. С памятью выдающимся личностям каждого народа нужно обращаться крайне осторожно. Я полагаю, это дискуссия не одного дня, тут нужно очень тщательно, взвешенно и главное, разумно, рационально разбираться. Без эмоций. Эмоции очень легко спровоцировать, это нам не нужно. Нам нужен спокойный нормальный разбор. Только так можно эффективно защищать свою историческую память и духовные ценности.

Азат Бердин
Член Исполкома ВКБ, кандидат философских наук
Поделиться