НовостиТрезвое селоИсторияГод башкирской историиМнениеБашкирские родаҠоролтай тауышыБашкирский языкШаймуратовцыКалендарь ПроектыВидеоРадий ХабировВеликая ПобедаОбразованиеФольклор100 лет РББелорецкий районВсемирный курултай башкирМолодежьФольклориадаВладивостокБирский районАгидельЕрмекеевский районСтерлибашевский районБалтачевский районУфимский районКараидельский районПодкастыИталияБлаговарский районСтратегия развития башкирского народаГрантыБураевский районМифтахетдин АкмуллаВойлоковаляниеАхмер УтябайНурия ИксановаНаукаГульназ ЯкуповаЭльвира МуталоваBashkort 2.0Татышлинский районБашкирский национальный костюмРелигияБашҡорттарГаббас ДавлетшинАльшеевский районСоюз женщин РБУрал-батырКанадаҺылыуҡайБашкирская литератураБашкирские украшенияНациональная кухняДни башкирской культурыМишкинский районАкбузатКуштауЮлдыбайТанцыЯйляуАударышБелорецкТурцияФедоровский районМелеузовский районБизнесБуздякский районАургазинский районСалаватский районМечетлинский районСеверо-восточные башкирыҠоролтай25ҠоролтайОнлайнБелокатайский районТуркменистанНефтекамскБабичСалават ЮлаевДень башкирского языкаШульганташБашВикиЗилаирский районБурзянский районГафурийский районШаранский районКигинский районВладимирКугарчинский районАлтайУдмуртияМелеузовский районХайбуллинский районХМАОИглинский районСалаватКалтасинский районДюртюлинский районСанкт-ПетербургИлишевский районМоскваУфаТуризмКуюргазинский районЧишминский районЧекмагушевский районДавлекановский районМиякинский районМежгорьеБижбулякский районТеатрСибайКумертауУчалинский районБелебеевский районЯнаульский районСаратовская областьСвердловская областьБакалинский районПереписьПермьТуймазыИшимбайБашкирский медОктябрьскийУразаКурайКумысБашкирская лошадьСМИБлаговещенский районДуванский районСпортАрхангельский районУзбекистанАскинский районСтерлитамакКармаскалинский районАбзелиловский районИнтернетКушнаренковский районНуримановский районКраснокамский районБСТКоронавирусДиктантСеверные амурыСеверо-западные башкирыЧелябинскЗианчуринский районОренбургКазахстанТатарстанПрирода Баймакский районСаратовКультура Башкиры в миреГод башкирского языкаКурганСамараБашкиры РФДиалектМатериалы на русском языкеИнтервьюФлэшмобШаймуратовЛичностьСтатьи
Голос курултая

Что нарушил профессор Валиди?

20 января, 17:18

Я считаю, в данной ситуации, прежде всего, необходимо разобраться в самой фактуре, потому что в ней много неясного. Во-первых, речь пока идет о постановлении только районной Василеостровской прокуратуры г. Санкт-Петербурга. Мы не знаем даже ее мотивировочной части. На сайте СПбГУ, на которую ссылается Интерфакс, ее нет. Тот фрагмент, который размещен на сайте Интерфакс, малоинформативен и не убедителен. Там нет ничего нового. То, что Ахмет-Заки Валиди был националистом, давно известный факт. В настоящих условиях идеология национализма, с моей, например, точки зрения, это ненужное нам и вредное явление, но само по себе это еще не преступление. Тем более, это не было преступлением тогда — все государства были национальными. То, что гражданин нейтральной Турции, неподсудный советским законам и не принимавший участия в войне, пропагандировал в те годы, допустим, пантюркизм — вряд ли делает его современным экстремистом. Иначе нам точно придется судить всех государственных деятелей постсоветских среднеазиатских государств СНГ. Тем более — Ельцина, Кравчука и Шушкевича: эти не рассуждали о тюркском единстве, как Валидов, а реально разделили великую страну. Я лично не против, но сомневаюсь, что на этом основании демонтируют, например, «Ельцин-центр». И, главное, памятник Ахмет-Заки Валиди в СПбГУ не за его политические убеждения, а за научные достижения, которые очень высоки.

Остается строить предположения. Если это касается версий его осуждения и оправдания в Турции — это тоже давно известный кейс. В Турции он в свое время был осужден и главное, быстро и полностью оправдан по «делу пантуранистов» — организации, которая не может являться экстремистской с нашей точки зрения — она относится совершенно к другой стране и эпохе. Уже установлено, в числе осужденных за военные преступления в годы Второй мировой войны Ахмет-Заки Валиди не числился. И это притом, что доносы на него были и исследовались, это ясно из материалов. то есть, в данном случае он чист и перед международным и перед национальным законом Турции.

Совсем непонятно, какой криминал для эмигранта усмотрен в связях с польской госбезопасностью 1930-х годов. Именно доступные историкам документы польской разведки показывают, что он не был польским разведчиком — он был источником информации, это разные вещи. Более того, польская и финская разведка подозревала его в работе на разведку советскую. Возможно, слова о польской разведке взяты журналистом не из решения суда, а из многочисленных, широкодоступных публикаций по Ахмет-Заки Валиди.

Валиди безусловно был знаковой для Башкортостана, интересной и неоднозначной личностью, нажив еще при жизни себе много врагов. Он ритуально ненавидим, например, татарскими националистами, поскольку не поддержал их фантастический проект «Идель-Урал».

Надо сказать, что попытки демонтажа образа Ахмет-Заки Валиди предпринимались не раз, наиболее ярко — со стороны шокировавшего в свое время республику пещерной башкирофобией экстремистского проекта «Уфагубъ» («Уфа губернская»). Неудивительно, что попытки очернения Валиди в обществе однозначно ассоциируются с очень жесткой башкирофобией.

Научные заслуги Ахмет-Заки Валиди совершенно безусловны, поэтому они отмечены бюстом на площадке Санкт-Петербургского государственного университета, вокруг которого сейчас и идет этот скандал. Я сам свидетель, с каким почтением относились к нему коллеги из СПбГУ.

Его заслуги в становлении Башкирской автономии, а следовательно, и российского федерализма, также неоспоримы.

Участие в гражданской войне в Средней Азии также никак не может быть вменено ему в вину сегодня — оно вообще происходило в период до оформления не только РФ, но и СССР.

Думаю, единственно возможный момент, который мог рассматриваться прокуратурой — период Великой Отечественной войны. Напомню, что при попытке очернения и демонтажа образа Ахмет-Заки Валиди упор делался именно на него, предъявлялись совершенно абсурдные обвинения Валиди в формировании башкиро-татарских частей СС «Хандшар» и «Кама». Фальсификаторы даже не знали, что на самом деле эти части Ваффен СС — чисто славянские, боснийско-хорватские, и не имеют никакого отношения к башкирам или татарам. Но ярлык о пособничестве гитлеровца пошел именно с этой лжи. К башкирам и татарам имел отношение легион СС «Идель-Урал», — но именно к нему как раз не имел отношения Валиди. Но опять же, все историки — специалисты по легиону «Идель-Урал» (который документирован чуть ли не по дням), включая директора Института татарской энциклопедии Искандера Гилязова, два года кропотливо изучавшего германские архивы, не располагают никакими данными об участии Ахмет-Заки Валиди в создании каких-либо формирований, воевавших против нашей Родины.

То есть, пока мы даже не понимаем, в чем на самом деле проблема, на каком основании Василеостровская районная прокуратура вынесла такое взрывоопасное постановление. Отметим, кстати, что, во-первых, у нас не прецедентное англосаксонское право. Прецедентное право — это когда решение одного суда автоматически распространяется потом на всю юрисдикцию страны, и все суды потом должны действовать аналогичным образом. У нас такого нет. Конечно, если какой-либо суд признает какой-либо текст экстремистским — он вносится в список экстремистской литературы для всей России. А вот как судить, кто и чем именно нарушил законодательство, как в данном случае, каждый суд сам принимает свое решение. Естественно, в суде тоже сидят обычные люди, как и мы, а людям свойственно ошибаться. Вспомним, как суды в Южно-Сахалинске и здесь у нас в Уфе объявляли экстремистскими аяты из Корана. Что, естественно, было недопустимо, и это было исправлено Верховным судом.

Вокруг этого тоже были большие скандалы, вмешался Рамзан Кадыров, например. Таковы последствия отсутствия религиоведческой экспертизы. Может быть, судам и прокуратуре в дальнейших разбирательствах есть смысл обратиться за экспертизой к историкам, занимавшимся Ахмет-Заки Валиди и его периодом? Думаю, востоковедам из СПбГУ интересно было бы узнать, кто проводил экспертизу, и поучаствовать в дискуссии.

Фигура Ахмет-Заки Валиди — это фигура республиканского, федерального и международного значения. Резонанс вокруг его гражданского почитания соответствующий. В Узбекистане, к примеру, именем востоковеда называют улицы, в Турции он вообще фигура культовая как ученый. А главное, немало объектов связано с ним в самой Республике Башкортостан. Относиться к его памяти нужно крайне осторожно, тактично и взвешенно — он вошел в число национальных символов башкир, нравится это кому-либо или нет. Памятник в СПбГУ поставлен в 2008 г., в расцвет «тучных годов» правления В.В. Путина, в университете, в котором обучался президент России, и двенадцать лет нарушать своим существованием законодательство страны, мне кажется, вряд ли мог.

Как минимум два раза поступали запросы компетентным органам, имело ли место пособничество Ахмет-Заки Валиди нацистам: в первый раз это было обращение в КГБ, второй раз — в ФСБ. И оба ответа были отрицательны. В последний раз, например, по результатам проверки по депутатскому запросу генерал-майор ФСБ и начальник ФСБ по РБ Виктор Палагин, в 2010 г. заявлял, что никаких претензий у ФСБ к гражданскому почитанию памяти Ахмет-Заки Валиди не существует.

Если существуют какие-либо другие сведения, доступные прокуратуре и не доступные общественности, то, естественно, их важно обнародовать и аргументировать столь болезненную для нашей республики и для востоковедов России, позицию, поскольку из известных нам фактов не было до сих пор никаких, которые могли бы в чем-то опорочить башкирского ученого и политика с точки зрения закона. Ахмет-Заки Валиди был последним классическим востоковедом в России, уровня Бартольда, это тоже надо понимать. То есть, здесь самым шокирующим образом затрагивается чувства и башкирского народа, и престиж Республики Башкортостан в целом, и научного сообщества, причем как отечественного, так и мирового. С памятью выдающимся личностям каждого народа нужно обращаться крайне осторожно. Я полагаю, это дискуссия не одного дня, тут нужно очень тщательно, взвешенно и главное, разумно, рационально разбираться. Без эмоций. Эмоции очень легко спровоцировать, это нам не нужно. Нам нужен спокойный нормальный разбор. Только так можно эффективно защищать свою историческую память и духовные ценности.

Азат Бердин
Член Исполкома ВКБ, кандидат философских наук
Поделиться