|
Голос курултая
Раиль Кузеев: "Перед переписью 1989 года шла усиленная пропаганда со всех сторон"Кузеев Раиль Гумерович, ученый тюрколог, этнолог, археограф, историк-востоковед, общественный деятель рассказал о "Лигачевской переписи" 1989 года в телевизионном интервью. Кузеев Раиль Гумерович. Родился в 1929 году, в д.Аминево Сафаровской волости Уфимского кантона БАССР, ныне Чишминского района РБ, ученый тюрколог, этнолог, археограф, историк-востоковед, общественный деятель. «В одной своей брошюре я это показал по данным пятнадцати районов — от Балтачевского до Янаульского. Мы видим, что численность башкир явно занижается, а численность татарского населения резко увеличивается. Башкир, которые считали родным языком татарский записаны татарами». Я был в деревне Гайниямак (Альшеевский район Башкортостана) и житель этой деревни преклонных годов сказал мне: «Всегда наша деревня была башкирской. (действительно, там три деревни переселились с Гайнинского края) А в этом году нас всех силком записали татарами. Я сам поехал в райцентр и показав паспорт записался башкиром»,- Раиль Кузеев (интервью полностью по ссылке в начале статьи).
Полагаю неправильным мнение отдельных деятелей, что нацию надо ограничивать какой-то территорией. Башкиры с антропологической, с филологической и с культурной позиции — очень разные. Они и были разнообразными, и по сей день остаются таковыми. С этой точки зрения понятие «нация» должно быть открытым, не замыкаться на территориальной парадигме. Башкиры Курганской, Саратовской, Екатеринбургской и Челябинской областей, Икские башкиры, башкиры Волги, мензелинские башкиры — они должны иметь право называться башкирами. Мы ни в коем случае не должны их отталкивать от себя. Возьмем материал «Борай шәжәрәһе», подготовленный Ахметом Латиповым. При сопоставлении шежере с историческими документами выясняются интересные подробности. Такие материалы краеведов очень нам помогают в исследовательском труде. Было очень сложно публиковать эти материалы в то время. Если обратите внимание, то здесь проходят такие имена, как Сагит Мирасов, Заки Валиди Тогана. И в этой связи чинились разные препятствия при публикации книги. Поэтому тема шежере была мною на некоторое время оставлена. Но эта книга дала импульс изданию других авторов. Среди них я бы выделил работу Ишмухамета Галяутдинова «Таварихнаме-и Булгар Таджетдина Ялсыгула». Автором произведен академический анализ текста Таджетдина Ялсыгула аль-Башкорди. Вышла книга «Язык башкирских шежере и актовых документов XVIII*XIX вв.» Раисы Халиковой. «Древняя башкирская антропонимия» Тансылу Кусимовой. Автореферат «Татарские и башкирские имена личного происхождения» Алмаса Шайхуллова. сборник статей «Башкирская этнонимия», «Башкирская ойконимия XVI-XIX вв.» профессора Фирдаус Хисаметдиновой. Во всех этих публикациях, книгах, монографиях активно использовались данные шежере. Можно сказать, что с этим у нас появилось новое направление исследований — «шежерология», наука о родословных. Когда я озвучил этот термин на конференции по генеалогии в Санкт-Петербурге, он был поддержан сообществом. Начатая когда-то работа сейчас активно развивается и сейчас (конец 1990-х) мы с Ишмухаметом Гильмутдиновичем Галяутдиновым готовим трехтомник по шежере. Многие материалы будут опубликованы впервые — например, часть архива Ризаитдина Фахретдинова (мы их нашли в архивах Санкт-Петербургского Филиала Института Востоковедения Российской Академии Наук), данные археографических экспедиций, проведенных Гайсой Хусаиновым. Башкирские шежере открывают нам исторические документы с новой стороны и позволяют представить единую картину нашего прошлого в контексте культурных и исторических взаимосвязей". * В 1960-м году в Уфе вышла книга Р.Кузеева «Башкирские родословные». В сборник вошли двадцать пять шереже. В том числе — шежере родов Усерган, Бурзян, Кипчак, Тамьян, Табын, Айле и ряда деревень. |